Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Москва-соотечественникам
Олимпиада
Занимательная лингвистика
Словарь юного филолога
Учебник Светозара
Вопрос недели
Творим, оцениваем, спорим
Письма Светозара
Гостевая книга

  


   Стилистика

Слова рождают в нашем воображении увлекательные картины. С изобразительно-выразительными средствами языка вас знакомит М.И. Качуренко.

ЗАМАНЧИВЫЕ ТРОПЫ

Изобразительно-выразительные средства языка...С их помощью художники слова рисуют запоминающиеся образы, передают тонкие грани смысла, оживляют и украшают человеческую речь.

Изобразительно-выразительные средства иначе называют тропами (от греч. tropos – поворот). Это действительно своеобразные повороты речи, порой непредсказуемые, но всегда завораживающие своей новизной и очарованием. К ним можно отнести слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях. Виды тропов весьма разнообразны. Чаще всего встречаются сравнение и эпитет, метафора и олицетворение, гипербола и литота, аллегория и ирония. Вот перед нами знакомые строчки А.С. Пушкина:

Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.

На секунду представим, что поэт обошёлся здесь без метафоры – перед нами обычная констатация факта: пчела за мёдом летит из улья. Пропало главное – образность и поэтичность. У Пушкина привычные вещи названы по-новому, но это не неведомое новое, а привлекательно удивляющее тем, почему мы сами раньше не заметили подобного сходства. В самом деле, поля платят пчёлкам-сборщицам золотую дань, а ульи, которые каждый день покидают трудолюбивые насекомые, напоминают тайные кельи монахов, живущих замкнуто и уединённо.

Как видим, в основе метафоры лежит сходство двух явлений, предметов, их признаков, действий. И чем интереснее и красноречивее это сходство, тем сильнее влияет созданный образ на наше воображение, тем дольше мы помним его и восхищаемся им.

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Это одно из первых стихотворений В.В. Маяковского, ошеломляющее яркими метафорами, основанными на неожиданных ассоциациях, допускающих, однако, сближение далёких друг от друга понятий. Разновидностью метафоры часто считают олицетворение, что вполне справедливо, ведь данный художественный приём тоже связан с перенесением черт живого существа на неодушевлённые предметы.

Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках.

В стихотворении С.Я. Маршака кусты похожи на людей, одетых в овчинные тулупчики.

А у С.А. Есенина «отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком»: шелест листьев будто непрестанный разговор – но и он заканчивается, когда последний листик отрывается от родных веток, и деревья умолкают до весны. В поэзии Есенина мы постоянно встречаемся с мастерским использованием олицетворения при описании природы. К клёну поэт обращается как к старому доброму знакомому: «Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел». В его стихах: Заря окликает другую; Плачут вербы, шепчут тополя; Спит черёмуха в белой накидке; Стонет ветер, протяжен и глух; Цветы мне говорят – прощай, головками склоняясь ниже; Липы тщетно манят нас, в сугробы ноги погружая... Влюблённый в русскую природу, поэт с особой нежностью писал о берёзах: Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан, и её золотистые косы, и холщовый её сарафан.

Именно этот приём составляет прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым безошибочно можно узнать его стиль.

Олицетворения мы сами создаём в нашей повседневной речи, иногда даже не замечая этого. Идёт дождь – скажем мы, глядя в окно, и тем самым наделим неодушевлённое явление способностью ходить по-человечески. Город живёт удивительной жизнью. На незнакомой улице старинный дом вдруг остановит тебя своеобразием своей архитектуры. Дорога уходит вдаль и теряется в вечернем сумраке...

Особым видом олицетворения является персонификация – полное уподобление предмета человеку. Такой пример мы наблюдаем в рассказе А. П. Платонова «Неизвестный цветок»:
«Жил на свете маленький цветок. Он рос один на пустыре. Нечем было ему питаться в камне и глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок всё жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра; из ветра упадали на глину пылинки; и в тех пылинках находилась пища цветку. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям...

Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть... Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев».

Приём персонификации особенно ценят поэты. Блистательное его применение можно найти в изображении М.Ю. Лермонтовым Терека и Каспия в стихотворении «Дары Терека»:

Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит...

Особой экспрессии персонификация достигает в конце стихотворения:

И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.

Он взыграл, веселья полный, –
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.

Здесь этот приём усиливают эпитеты, сравнения, метафоры, талантливое сочетание которых превращает созданную картину в подлинное произведение искусства.

ЛИТЕРАТУРА
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
2. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1992.

(Вестник Олимпиады "Светозар", N12)

Другие статьи раздела "Стилистика"


© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга