Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Москва-соотечественникам
Олимпиада
Занимательная лингвистика
Словарь юного филолога
Учебник Светозара
Вопрос недели
Творим, оцениваем, спорим
Письма Светозара
Гостевая книга

  


   Фонетика и орфоэпия

Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой)– это звуковой строй, звуковой состав языка. Выразительная речь начинается со звука и стремится оправдать законы благозвучия. О звукописи, звукоподражании, «слышимой картине» вам расскажет Т.Ю. Пылаева.

ЗВУЧАЩАЯ СТРОКА...

Мы познакомим вас с интересными фонетическими явлениями, которые чаще всего встречаются в поэтических произведениях, где они помогают ощутить особое звучание стиха.

Прочитайте вслух знаменитые строки А.С. Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой...

Не правда ли, действительно, есть, чем восхититься, ведь перед нами не только зримая, но и слышимая картина, мы как будто слышим, как шипит искристое шампанское. А строка поэта К.Д. Бальмонта «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши», или знаменитое описание появления ночных призраков в балладе «Людмила» В.А. Жуковского:

Слышат шорох тихих теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Легким, светлым хороводом
В цепь воздушную свились...

И здесь мы чутко улавливаем и тихий шёпот камышей, и таинственные звуки ночи.

Не только представить, но и услышать музыку стиха нам помогает звукопись – особая система звуковых повторов, подобранных с расчётом на звукоподражание.

Звукоподражание – это употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления (шорох, свист, шипение и.т.д.).

В русском языке есть немало слов, которые самим своим звучанием напоминают «музыку» окружающей нас жизни (шуршать, охать, чирикать и т.д.). Такие слова называются ономатопеями (от гр. onomatopeia – словотворчество).

В поэзии же используются разнообразные фонетические приёмы усиления выразительности речи. В зависимости от характера повторяющихся звуков различают два основных типа звуковых повторов: аллитерацию и ассонанс.

Повторение однородных согласных, придающих стиху особую звуковую интонацию и выразительность, называется аллитерацией. Это самый распространённый вид звукового повтора в русском языке.

В стихотворении К.Д. Бальмонта «Чёлн томленья» этот приём помогает нам услышать и
вздохи ветра, и шум волн, набегающих на берег и играющих галькой:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.

Чуждый чистым чарам счастья,
Чёлн томленья, чёлн тревог
Бросил берег, бьётся с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Ассонансом же называется повтор гласных. Ярким примером ассонанса является строчка К.Н. Батюшкова: «Любви и очи и ланиты», – около которой А.С. Пушкин написал: «Звуки италианского! Что за чудотворец этот Батюшков!»

Часто в одном и том же тексте аллитерация и ассонанс используются параллельно. Как, например, в стихотворении М.И. Цветаевой:

Бузина цельный сад залила!
Бузина зелена, зелена!
Зеленее, чем плесень на чане,
Зелена – значит, лето в начале!
Синева – до скончания дней!
Бузина моих глаз зеленей!

Повтор гласных (а, е) и согласных (л, н, з, ч) в этом стихотворении передаёт буйство красок лета.

Читая поэтические строки, внимательно вчитывайтесь и чутко вслушивайтесь в них, и прекрасный мир русской поэзии предстанет перед вами во всём его многообразии!

(Вестник Олимпиады "Светозар", N5)
 

ЛИТЕРАТУРА
1. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.,1988.
2. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся. М., 1985.

Другие статьи раздела "Фонетика и орфоэпия"


© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга