Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


2 ноября 2016 г.


Ковальчук Лариса Алексеевна , учитель русского языка и литературы высшей дидактической степени гимназии им. А.И.Куза, город Бельцы, Молдавия
Дидактический проект урока на тему:
«Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Два лицейских друга».
VIII класс

1. Цели:

♦ повысить мотивацию изучения русского языка и литературы;
♦ познакомить с периодами жизни и творчества А.С.Пушкина (Годы учёбы в Лицее; Михайловская ссылка), расширить представление о Пушкине-человеке.
♦ помочь учащимся осознать, что такое настоящая дружба, каким должен быть друг, легко ли приобретать друзей и как важно их беречь;
♦ содействовать осознанной необходимости и важности знакомства со статьями журнала «Светозар» при изучении русского языка и литературы, культуры русского народа, истории и славы России;
♦ способствовать участию в Международной открытой олимпиаде Светозар большего количества учащихся;
♦ открывать и развивать творческий потенциал, устную диалогическую и монологическую речь учащихся.

2. Тип урока: нестандартный – виртуальное путешествие.

3. Дидактические технологии:


а) формы: фронтальная, коллективная, индивидуальная, в парах, в группах;
б) методы, техники, приёмы: слово учителя; свободное письмо; вопрос - ответ; выразительное чтение; продуктивно - практический, частично - исследовательский, эвристический, творческий; постер; синквейн; буриме; незаконченное предложение;
в) оборудование: ноутбук, учебник, памятки, портреты А.С.Пушкина и И.И.Пущина; репродукция картины художника А.Кичигина «Последняя встреча»; слайд-презентация (фото, иллюстрации, репродукции картин); Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова; выставка журналов «Светозар»; Интернет- mail: olimpiada@svetozar.ru wwwsvetozar.ru

4. Формы и методы организации оценивания: индивидуальная, коллективная, в группах, устная, письменная.

5. Предварительная работа.


     Учащиеся дома прочитали текст из учебника «Два лицейских друга»; статью М.А.Павловой «От шума вдалеке живу я в городке» «Светозар» № и составили вопросы; повторили, что такое синонимы, архаизмы, историзмы, пословицы, фразеологизмы; знакомы со статьями журнала «Светозар» №4 Л.П.Крысина «Об одном и том же разными словами»; № 6 С.В.Волкова « Слова уходящие и слова-новички»; №24 С.В.Волкова «Слова - пенсионеры и слова – младенцы»; №45.М.А.Павловой «Что наша жизнь? – Игра?».

Ход урока

I.Вызов. Организационный момент. Формулирование целей.
Актуализация опорных знаний и способностей.

♦ Добрый день, друзья, присаживайтесь, пожалуйста.
♦ Четвёртый год дружба наша крепнет и закаляется в разных жизненных ситуациях, испытаниях.
♦ Люди всегда высоко ценят дружбу.
♦ Что же такое дружба?
♦ В течение одной минуты запишите ассоциации, которые у вас возникают при слове дружба.
♦ В.А.Сухомлинский, известный педагог, писатель XX века писал, что дружба – это школа воспитания человеческих чувств.
♦ Как вы понимаете это высказывание – определение?
♦ Тема урока: Дружба - это школа воспитания человеческих чувств. Два лицейских друга.
♦ Сегодня, 19 октября, День лицеиста. Ровно двести пять лет назад по указанию российского императора Александра I в Царском Селе, вблизи города Санкт-Петербург, был открыт Лицей. С тех пор в этот день в России и во многих странах ближнего зарубежья учащихся X класса посвящают в лицеисты.
♦ На этом уроке мы не просто поговорим о дружбе, об этом прекрасном, всегда, в отличие от любви, взаимном чувстве. «Встретимся» с друзьями, жившими и творившими в XIX веке, известными во всем мире людьми - А.С.Пушкиным – великим русским поэтом, писателем, историком … и его лицейским другом, декабристом, писателем - И.И. Пущиным;
♦ вы узнаете, каким был Пушкин – человек, друг;
♦ о том, как складывались отношения двух лицейских друзей в самые сложные периоды, трагические дни в их жизни и в истории России;
♦ в беседах выясним, что же такое настоящая дружба, легко ли приобретать друзей и как важно их беречь, нужны ли нам друзья и для чего;
♦ вы сами постараетесь определить, какими качествами должен обладать настоящий друг.

II. Реализация замысла.
Преподавание-изучение нового материала.


♦ В последнее время многие подростки, взрослые предпочитают виртуальных друзей. Безусловно, никогда друзья из социальных сетей не смогут заменить живое общение. Но такой вид знакомства, дружбы ещё никто не отменял.
♦ Я предлагаю вам сегодня совершить виртуальное путешествие.
♦ В путешествие лучше всего отправляться с верным, преданным, надёжным другом.
♦ На протяжении многих лет таким другом для нас является «Светозар» - вестник Международной олимпиады по русскому языку.
♦ Нас, путешественников, по огромной Стране РУССКОГО ЯЗЫКА всегда сопровождают авторы интересных статей. Это литературоведы, психологи, педагоги, историки, прозаики, поэты, преподаватели, учителя - словесники, литераторы), редакторы, художники.
♦ Встреча с А.С.Пушкиными И.И.Пущиным поможет вам многое узнать из первых уст.
Вопросы учащихся А.С.Пушкину и И.И.Пущину:
♦ Когда, где, при каких обстоятельствах вы впервые встретились?
♦ Александр Сергеевич, кто и для чего распорядился открыть учебное заведение закрытого типа?
♦ Иван Иванович, от какого слова произошло название вашего учебного заведения?
♦ Почему в Лицей принимали учиться только мальчиков?
♦ Сколько лет вы учились в Лицее?
♦ Как часто вас навещали родные?
♦ Современная школа – это целый город со своей инфраструктурой. Как был устроен ваш Лицей?
♦ Расскажите о распорядке дня в вашем Лицее.
♦ Какие дисциплины вы изучали?
♦ Расскажите о своих любимых предметах.
♦ У нас, современных мальчиков и девочек, есть прозвища. Кто-то страшно обижается, другим это нравится. Были ли у вас прозвища? По каким критериям вы их придумывали и «награждали» друг друга?
♦ Что привлекало вас друг в друге?
♦ Александр Сергеевич, расскажите, как сложилась Ваша жизнь после окончания лицея.
♦ Иван Иванович, Ваш приезд к опальному поэту в Михайловское мы, учащиеся XXI века, расцениваем как подвиг. О чём думали Вы, когда собирались навестить друга? Расскажите, как Вас встретил друг?
♦ Как вы провели ваше последнее свидание? (11 января 1825 год)
♦ Иван Иванович, Вам после подавления восстания декабристов на Сенатской площади ( Санкт-Петербург14 декабря 1825 год) князь Горчаков, Ваш лицейский товарищ, вечером привёз заграничный паспорт и предлагал устроить побег, но Вы отказались. Надеялись на прощение и помилование царя?!
♦ Александр Сергеевич, как Вы переживали поражение декабристов? Могли ли Вы помочь другу?!
Пушкин читает стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
♦ Мой первый друг! Мой друг бесценный! Я не забывал тебя до последнего вздоха! Если бы ты был рядом, мне было бы легче умирать.
♦ Иван Иванович, чем стало для Вас стихотворение - послание друга «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
♦ Александр, если бы при мне должна была случиться несчастная эта история, то роковая пуля встретила бы мою грудь – я нашёл бы средство сохранить тебя, моего друга, поэта, писателя - достояние России.
Ответы сопровождаются слайд – презентацией фото, иллюстрации, репродукции картин.
«Светозар» № М.А.Павлова «От шума вдалеке живу я в городке»; № 50 М.А.Павлова «Записки старого морехода»

III. Рефлексия.
Закрепление материала и формирование способностей. Оценивание уровня достижения целей. Применение умений и навыков.


♦ А.С.Пушкин и И.И.Пущин – наши капитаны сопровождают нас в виртуальном путешествии.
♦ «Откроем же сундучок, в котором хранятся навигационные карты путешествий по стране, где «говорят по-русски, говорят о русском».
♦ Выживая на каторге, я всегда чувствовал «руку друга», «локоть друга».
♦ Как вы понимаете эти образные выражения - фразеологизмы?
♦ Бесконечные дни, длинные, зимние вечера в Михайловском скрашивала моя няня Арина Родионовна. Она, утешая и подбадривая меня, сама того не подозревая, говорила пословицами и поговорками – бриллиантовыми россыпями народной мудрости!
♦ Соедините по смыслу части пословиц, прочитайте их. Какая мысль их объединяет?
Найдите в пословицах однокоренные слова.
Есть ли в вашем родном – румынском языке подобные, аналогичные пословицы? О чём это говорит?

Первая часть Вторая часть
1 Человек без друзей – а нашел, так береги.
2 Птицы сильны крыльями,    и я скажу, кто ты.
3 Нет друга, так ищи: чем найти.
4 Верному другу что дерево без корней.    
5 Легче друга потерять, а люди - дружбой.
6 Скажи, кто твои друзья, цены нет.

♦ Некоторые понимают под словом друг:
• соседа по парте;
• одноклассника;
• знакомого во дворе;
• приятеля, с которым посетил дискотеку;
• товарища, который дал списать урок;
• человека, с которым переписываешься по Интернету.

♦ Соотнесите слова в левом столбце с лексическим значением правого столбца. Аргументируйте свой выбор.

Слово Лексическое значение
1сосед IЧеловек, с которым ты учишься в одном классе.
2одноклассник       IIБлизкий знакомый, с которым состоят в хороших отношениях.
3 знакомый IIIЧеловек, близкий тебе по взглядам, деятельности, условиям жизни.   
4приятель IVЧеловек, который живёт вблизи, рядом с кем-нибудь.
5 товарищ V Человек, которого ты знаешь.
♦ Являются ли синонимами следующие слова: друг, приятель, знакомый, одноклассник, товарищ? Поясните свой ответ.
«Светозар» №4 Л.П.Крысин «Об одном и том же разными словами»
♦ Какого человека вы считаете своим другом?
♦ Как вы выбираете себе друзей?
♦ Друзей может быть много? А приятелей, товарищей? Аргументируйте свой ответ.
♦ В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова даётся следующее определение этого слова: Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
♦ Вы уже готовы отличить друга от приятеля, товарища, определить самые главные качества настоящего друга.
♦ Составьте постер с ключевым словом друг.
♦ После такой плодотворной работы, естественно, и у вас возникло желание написать о своём друге (своей подруге).
♦ Составьте Синквейн с ключевым словом друг;
♦ Напишите стихотворение по заданной рифме (Буриме);
Памятки по составлению Синквейна; заданные рифмы (Буриме) на столах учащихся.
«Светозар» №45 М.А.Павлова « Что наша жизнь? – Игра?»

судьбе,
(в) тебе.
(на) меня,
друзья!

Я безмерно счастлив и благодарен судьбе,
Что себя, мой верный друг, нашёл в тебе.
Во всём, всегда, везде полагайся на меня,
Потому что мы с тобой - настоящие друзья!

1. Друг.
2. Преданный, честный.
3. Поддерживает, понимает, радуется (успехам друга).
4. Друг – это самый близкий человек.
5. Счастье.

♦ Пусть у вас будет время! Наперекор всем уважительным причинам пусть у вас будет время для друзей во все дни недели. Пусть у вас будет время не только в выходной, потому что в календаре дружбы все дни – красные. (По Пановой)

IV. Расширение. Extindere. Итоги урока.

♦ Ребята, нам стало ясно, что, готовясь к урокам, вы часто используете материалы журнала «Светозар» - вестника открытой Международной олимпиады школьников по русскому языку Светозар.
Мы считаем, что вы уже готовы из читателей журнала «Светозар» стать участниками открытой Международной олимпиады школьников по русскому языку, которая проводится Правительством Москвы с 2003 года.
В этой олимпиаде участвуют учащиеся школ с русским языком обучения из стран СНГ, государств Балтии и Грузии.
♦ Пусть вас не пугает то, что вы учитесь в школе с румынским языком обучения. Сегодняшний урок – свидетельство тому, что вы хорошо говорите, читаете, пишите, рассуждаете на русском языке.
♦ Главное, чтобы у вас было « побольше стремления и стараний, искренней любви к русскому языку и вложения души в каждый ответ».
«Светозар» №42 Заррина Аджихалилова «Светозар» в моей жизни. Московская сказка».
♦ Выполняя задания, учащиеся зарабатывают баллы, которые позволяют самым трудолюбивым, ответственным, заинтересованным, мотивированным, влюблённым в русский язык, не представляющим себя без русской литературы, культуры, истории русского народа стать участниками очного тура олимпиады, который проходит ежегодно во время зимних каникул в Москве.
♦ Усердно следуйте девизу Олимпиады «Поверь в себя - проверь себя!»
♦ В 2014 году ваша учительница, Ковальчук Л.А., была приглашена в Москву на очный тур Международной олимпиады как победитель конкурса для учителей «Урок Светозара».
♦ На днях она получила Благодарственное письмо Оргкомитета Международной олимпиады школьников по русскому языку со словами благодарности за «повседневный самоотверженный творческий труд».
На экране проецируется фоторепортаж об очном XII туре олимпиады с сайта олимпиады и фотографии из архива учителя;
«Светозар» №52 Благодарственное письмо учителю русского языка.
♦ Ковальчук Лариса Алексеевна – единственный учитель в Молдавии - дважды лауреат Международного Пушкинского конкурса (2005,2007 год).
♦ В этом году вышел 50-й - юбилейный журнал «Светозар».
♦ Послушайте обращение С.Е.Черёмина, Министра Правления Москвы, руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы.
Обращение проецируется на экране «Светозар» № 50.
♦ Обратите внимание на обращение к вам, читателям журнала «Светозар», светозаричам. Господин С.Е.Черёмин называет вас друзьями.
♦ Найдите время и зайдите на сайт олимпиады Светозар, зарегистрируйтесь, напишите письмо - расскажите о сегодняшнем уроке; о том, что нового вы узнали о нас благодаря журналу «Светозар».
♦ Организаторы олимпиады Светозар, редколлегия журнала откликнутся на ваши послания, потому что на письма принято отвечать.
♦ Вы бесплатно будете получать журнал «Светозар», который «сближает и объединяет», помогает «узнавать новое и совершенствоваться» (М.А.Павлова);
♦ помогает вам познавать, насколько «исключительно богат, красив, благозвучен, щедр, гостеприимен» русский язык ( В.Д.Янченко).
«Авторы «Светозара» - светозаричам» проецируется на экране «Светозар» №50.
♦ Сегодня вы приобрели много новых друзей – нас, А.С.Пушкина и И.И.Пущина, организаторов олимпиады Светозар, редакторов, художников, авторов статей журнала «Светозар», светозаричей, Министра Правления Москвы, руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы господина С.Е.Черёмина.
«Светозар» №42 Фоторепортаж об очном XII туре Международной олимпиады школьников по русскому языку.
«Светозар» №44 Зарина Аджихалилова «Светозар» в моей жизни. Московская сказка».
«Светозар» №50 Обращение С.Е.Черёмина, Министра Правления Москвы, руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы.
«Светозар» №50 Авторы «Светозара» - светозаричам».
«Светозар» №52 Благодарственное письмо учителю русского языка.

♦ Закончите следующие предложения:
• Мне понравилось …
• Я понял (а), что…
• Я задумался (ась) …

Комментируют работу класса в целом; в группе; в паре, индивидуальную, самостоятельную, устную, письменную.
Выставляют оценки.

Комментарий домашнего задания.

♦ подготовьтесь к участию в конкурсе на лучшее чтение наизусть стихотворения-послания А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!»;
♦ составьте устный рассказ о своём лучшем друге/ подруге;
♦ расспросите своих родителей об их школьных друзьях, попросите их показать фото из семейного альбома, если таковые имеются (по желанию);
♦ опираясь на собственный опыт, сегодняшний урок, рассказы родителей, подготовьте советы, как надо оберегать дружбу (по желанию).
На следующем уроке поделитесь впечатлениями и советами с одноклассниками.
♦ Урок мне хочется закончить строками из стихотворения «19 октября»:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен.
♦ Мои друзья, пусть эти строки станут не только эпиграфом к нашему уроку, но и девизом жизни каждого из нас!!!

Список литературы:
1. «Светозар» №4 Л.П.Крысин « Об одном и том же разными словами ».
2. «Светозар» № М.А.Павлова « От шума вдалеке живу я в городке ».
3.«Светозар» №6 С.В.Волков « Слова уходящие и слова-новички».
4.«Светозар №21 М.Погорлецкий « Пушкин в Молдавии ».
5.«Светозар» №24 С.В.Волков « Слова - пенсионеры и слова – младенцы ».
6.«Светозар» №42 Фоторепортаж об очном XII туре Международной олимпиады Светозар школьников по русскому языку.
7.«Светозар» №44ЗарринаАджихалилова «Светозар» в моей жизни. Московская сказка».
8.«Светозар» №45 М.А.Павлова « Что наша жизнь? – Игра?»
9.«Светозар» №50 Обращение С.Е.Черёмина, Министра Правления Москвы, руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы.
10.«Светозар» №50 Авторы « Светозара » - светозаричам ».
11. « Светозар» № 50 М.А.Павлова « Записки старого морехода ».
12.«Светозар» №52 Благодарственное письмо учителю русского языка.
13.Учебник Русский язык и литературное чтение (для школ с румынским языком обучения ) VIII класс.

Вернутся к разделу "Письма Светозару"



© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга