Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


29 сентября 2016г.


   Добрый день, уважаемые организаторы олимпиады «Светозар»!
   Пишет вам Ковальчук Лариса Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей дидактической степени гимназии им. А.И. Куза, мун. Бэлць, Молдова.
   Хочу поделиться с вами своей радостью: 11.05.2016 года я защитила высшую дидактическую степень, несмотря на то, что часы русского языка и литературы сокращаются с каждым годом. Во всем мне и моим учащимся на протяжении многих лет помогает самый преданный и надежный друг – журнал «Светозар». Мои ученицы – Иванович Валерия и Лаблюк Анастасия принимают активное участие в выполнении заданий дистантных туров олимпиады «Светозар» и помнят о том, что победу одерживает сильнейший.
   Участвуя в конкурсе «Учитель года», я написала эссе о нашей профессии, в котором искренне поделилась своими мыслями и чувствами. Знаю золотую истину: «Не суди – да не судим будешь!», поэтому прошу прощения у коллег.

***

Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле.
Р. Рождественский

   Учителя… Кто они? Какие они, а какими должны быть? Что преподают? Чему и как учат детей – будущее нашей страны? Такими вопросами задаются сотни, тысячи людей.
   Мы разные: «сельские и городские»; «добрые, злые и никакие»; «дебютанты и асы входим мы в школьные классы: одни – как в клетку, другие – как в храм; по-разному выглядящие, с затеями и без всяких затей, любящие или же ненавидящие этих – будь они трижды – детей…» (Р. Рождественский)
   Учитель, без сомнения, несмотря ни на что, должен входить в класс с улыбкой. Мы не имеем права обнаруживать не только своё плохое настроение, но и горе, печаль. «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». (В.Гёте)
   Уважаемые коллеги, давайте входить в класс, как в храм, добрыми, любящими, хорошо выглядящими, знающими – профессионалами и, обязательно, с затеями.
    И вот класс уже не клетка, а храм. Дадим себе слово: ни при каких обстоятельствах не озлобляться, не становиться жестокими. Будем терпимее, человечнее друг к другу, изо дня в день, как бы это банально ни звучало, «сеять, доброе, разумное, вечное».
    Сколько лет прошло, а я слышу голос Ларисы Сафроновны, моей первой учительницы по русскому языку и литературе. В класс она всегда приходила строго, красиво, модно одетой и причёсанной, уверенной, с хорошим настроением и с неистребимым желанием научить нас чему-то новому. Учила нас дружить, мечтать, любить Родину, родителей, книгу. Нас, сельских детей, летом задыхающихся на табачных плантациях, осенью закоченевшими пальцами очищающих ядреные кукурузные початки, собирающих свёклу в ноябрьские морозы…
    Однажды Лариса Сафроновна сказала мне: «Тёзка». Я переживала – вдруг чем-то обидела. Она всё поняла, достала огромную книгу – словарь (мы не знали тогда других, кроме книги – учебника) и долго читала. Через года я ощущаю запах её духов, вижу эту книгу-тайну – словарь В.И. Даля. Тогда я поняла только одно: тёзка – это здорово. Мы верили ей. О таких, как она, в народе говорят, что родилась учителем, а потом им стала.
    Современные ученики хотят знать, зачем они приходят в школу, для чего учатся, о чём идёт речь на уроках, пригодятся ли им знания в будущем. Мы, учителя, не преподносим готовые ответы, а учим их находить. Отсюда интерес, радость, успехи. Ни виртуальные друзья, ни Интернет, ни телевидение не заменят живое человеческое общение. Использование инновационной технологии, разумеется, открывает большие возможности: новое содержание, формы, методы, сокращает время усвоения нового материала, мотивирует учащихся с различным уровнем познавательного интереса, повышает интерес учащихся к учению, качество знаний, поэтому мы активно используем как на уроках, так и во внеурочное время интернет-ресурсы.
    Чтобы заинтересовать, повысить мотивацию изучения русского языка и литературы, всю систему работы на уроке акцентирую на личности ученика – его интересах, увлечениях, способностях и потребностях. Решаем проблемы, с которыми они сталкиваются в реальной жизни. Большую часть работы выполняем на уроках: дома их некому поддержать.
    На днях девятиклассник, один из тех, кто «не помнит родства своего», кто после многих лет в детских домах два года назад обрёл семейное счастье в лице родителей-опекунов, на «Суде совести» над Настей (Урок – суд – ролевая игра по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма») вызвался выступить в роли защитника обвиняемой. Парень с такой судьбой не ожесточился, не зачерствел – защитил, оправдал Настю. «Она и так уже наказана: всю жизнь будет ощущать «непоправимую вину, невыносимую тяжесть», которую снять с неё никто не сможет. Но каждый из должен помнить, что нести ответственность за престарелых родителей, – прямая обязанность взрослых детей. Одинокая старость, как и одинокое детство, - самое страшное, что может быть в жизни человека», - так закончил свой монолог юный адвокат. Вот они – дети 21-го века, «компьютерное поколение».
    «Чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди» нас, учителей, необходимо (и это естественно) «любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь». Безусловно, надо быть профессионалом и обладать качествами, о которых писал Д.С. Лихачёв: «Честь, порядочность, совесть…, ибо без этих качеств человек – не человек».
    При наличии этих нравственных ценностей, я уверена, сбудутся пророческие слова Р. Рождественского: «…Вы знаете, мне по-прежнему верится, что, если останется жить Земля, – высшим достоинством Человечества станут когда-нибудь Учителя». («Школьным учителям»).
    Уважаемые коллеги!!! Поздравляю вас с Днём учителя!!! От всей души желаю всем нам мира во всём мире, в душах и сердцах наших – умиротворения, гармонии, тепла, крепкого здоровья! И самое главное – «любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь».

С уважением, Лариса Ковальчук.
29.09.2016 год



Вернутся к разделу "Письма Светозару"



© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга