Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


21 сентября 2016 г.


Чаевская Марина Петровна, руководитель методобъединения учителей русского языка и литературы Молодечненского района Минской области (Республика Беларусь), учитель русского языка и литературы ГУО «Выверский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа Молодечненского района»

Путешествие по стране Лингвинии со «Светозаром»

   Как мотивировать современного школьника на самостоятельное получение знаний по русскому языку? Чем сегодня привлечь, удивить учащегося? Автор надеется, что конспект данного внеклассного мероприятия, проведённого в форме интерактивной игры с использованием презентации Power Point, пополнит копилку даже самого опытного филолога-русиста.
   При подготовке учтены возрастные особенности учащихся; основа мероприятия – интересные задания, способствующие развитию у учащихся интеллектуальной, коммуникативной, речевой культуры, творческого мышления; достаточное внимание на мероприятии уделено и обогащению словарного запаса школьников. Именно поэтому девиз мероприятия – «Пиши, говори и мысли без ошибок».

Цели и задачи:

образовательные:
в игровой форме повторить, закрепить и углубить знания учащихся по разным разделам лингвистики, активизировать познавательную деятельность учащихся с помощью занимательных заданий; продолжать формирование умений и навыков применения знаний на практике;

развивающие: создать условия для развития у школьников познавательных процессов (память, воображение, мышление, внимание), используя проблемные ситуации; совершенствовать речемыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение языком в разных сферах и ситуациях; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; развивать умение работать сообща, добиваться поставленной цели;

воспитательные: содействовать воспитанию сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитывать культуру речи, коллективизм, дух соперничества и ответственность.

Оборудование: раздаточный материал, карточки с заданиями, журналы «Вестник Олимпиады «Светозар», мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point, словари, текст (предисловие к фрагменту «Рождение словаря» из книги Льва Ивановича Скворцова «С.И. Ожегов» «Вестника Олимпиады “Светозар”» № 49), для проведения релаксации диск с музыкальными композициями (по усмотрению учителя).

Материал для разминки со зрителями (используется по усмотрению ведущего с целью привлечения зрительской аудитории к сопричастности в мероприятии): «Вестник Олимпиады “Светозар”» № 47, статья «Праздник грамоты на Руси». Вопрос 5 рубрики «Один из четырёх». Какой праздник отмечали в старину 14 декабря?
   а) День учителя, б) День знаний, в) День ученика, г) День святых Косьмы и Дамиана.

Форма организации мероприятия: групповая (3 сборные команды: две – учащиеся 5-9 классов и команда учителей-гостей).

Правила игры: всего 6 разделов, по 3 задания «стоимостью» в 3, 4 и 5 баллов в каждом. Команды по очереди (4 раза=12 заданий) выбирают раздел и стоимость задания, на выполнение которого отводится определённое время (в зависимости от сложности). Задания выполняют все команды, ответы сдаются членам жюри. Паузы после кругового выбора (3) заполняются материалами рубрики «Это интересно» журналов «Вестник Олимпиады “Светозар”».

Презентация составлена таким образом, что переход к слайду с заданием осуществляется путём нажатия курсора на цифру, обозначающую количество баллов. После выполнения задания сразу по щелчку проверяется ответ (за исключением творческих заданий). Возврат к титульному слайду после проверки осуществляется путём нажатия курсором на правый нижний угол страницы. С целью исключения повтора после выбора «стоимости» задания при возврате на слайде цифра меняет цвет.



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент.
2. Мотивация. Слово учителя.

— Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на очередном заседании интеллектуального клуба «Словесность». Представление команд.
Обращение к эпиграфу:

                           Я ко всем наукам ключ имею,
                           Я со всей планетою знаком —
                            Это потому, что я владею
                            Русским всеохватным языком.
                                        С. Данилов

— Почему выбран именно этот эпиграф к заседанию? Для чего нужно не просто знать русский язык, а ещё и владеть им? (Ответы учащихся).
— Да, быть грамотным, владеть русским языком не очень-то просто.
— Любите ли вы играть? А можно ли изучать русский язык, играя? Попробуем? Сегодня заседание нашего клуба пройдёт в необычном формате. Мы используем очередную нетрадиционную форму – путешествие. На слайде название мероприятия на фоне обложки журнала «Вестник Олимпиады “Светозар”».
— С какой целью люди отправляются в путешествие? Конечно же, чтобы узнать что-то новое, познакомиться с интересными местами и окунуться в новую для себя атмосферу. Предлагаю осуществить сегодняшнее путешествие в приятной компании – с «Вестником Олимпиады “Светозар”». (На экране – логотип Олимпиады и её девиз «Поверь в себя – проверь себя!») Некоторые члены нашего клуба уже знакомы с Олимпиадой и активно выполняют задания дистантных туров и отвечают на вопросы, размещаемые на сайте, а остальным мы предоставляем сегодня возможность познакомиться со “Светозаром”. (Следует подробный комментарий учителя об Олимпиаде).

Звучит музыка. Представление жюри и счётной комиссии.


— Обратите, пожалуйста, внимание на то, куда мы сегодня отправляемся. Название науки, которая изучает язык, вам, конечно же, знакомо. Это лингвистика — от латинского lingua, что значит «язык». От этого корня образован неологизм Лингвиния — так называется вымышленная страна, Страна Языкознания. (Использован материал обращения к участникам Олимпиады из 26-го тура Олимпиады).

– Итак, мы начинаем наше путешествие. Но на каких станциях мы будем останавливаться, вы узнаете, выполнив простое стартовое задание. Найдите «потерявшиеся» разделы языкознания, приведя в соответствие строки таблицы. (Использован материал задания 3 «Один из четырёх» 10-го тура Олимпиады).

1. Лексикология 1. Раздел науки о языке, изучающий строение, способы и средства образования слов. 1. Приставка, корень, суффикс, окончание, сложное слово, соединительная гласная, однокоренное слово.
2. Морфология 2. Раздел науки о языке, изучающий грамматические свойства слова. 2. Лексическое значение слова, многозначные слова и однозначные слова, пере-носное значение слова, омонимы, синони¬мы, антонимы, общеупотребительные слова, диалектные, профессиональные слова.
3. Словообразование 3. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. 3. Части речи и их морфологические признаки.
4. Фонетика 4. Раздел науки о языке, изучающий синтаксические единицы – словосочетания и предложения. 4. Словосочетание, член предложения, главное и зависимое слово в словосочетании, сочинительная и подчинительная связь между словами, предложение.
5. Орфоэпия 5. Раздел языкознания, изучающий нормативное и литературное произношение. 5. Гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, согласные шипящие, сонорные, оглушение и озвончение согласных.
6. Синтаксис 6. Раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка. 6. Произносительные нормы языка.

Ответ: 1–3–2; 2–2–3; 3–1–1, 4–6–5; 5–5–6; 6–4–4

— Замечательно! Спасибо командам. Вы догадались, что путешествовать мы сегодня будем именно по этим разделам. (На экране карта Лингвинии и маршрут Путешествия)
— Вперёд! Учитель объясняет правила игры.
  Всего 6 разделов, по 3 задания «стоимостью» в 3, 4 и 5 баллов в каждом. Команды по очереди (4 раза=12 заданий) выбирают раздел и стоимость задания, на выполнение которого отводится определённое время (в зависимости от сложности). Задания выполняют все команды; члены жюри проверяют, счётная комиссия подсчитывает баллы. Паузы после кругового выбора (3) заполняются материалами рубрики «Это интересно» журналов «Вестник Олимпиады “Светозар”».

Л е к с и к о л о г и я
     Задание на 3 балла.
(Использован материал задания 3 «Подумай и ответь» 14-го тура Олимпиады)
У Валентина Берестова есть стихотворение о семиголовом драконе, который заявился однажды в столовую. Каждая голова хотела съесть своё блюдо. Посмотрите, как поэт выходит из трудной ситуации, не повторяя слов в семи схожих просьбах. Какие автор использует синонимы? /Каждой команде даётся распечатанный вариант стихотворения/
         В дверь диетической столовой
        Вошёл дракон семиголовый.
        Он хором «Здравствуйте!» сказал         
        И, улыбаясь, заказал:
        - Для этой головы,
        Пожалуйста, халвы.
        Для этой пасти –
        Прочие сласти.
        Для этой головки –
        Перловки.
Для этой глотки -
Селёдки.
Для этой башки -
Пирожки.
Для этой рожи -
Тоже.
Для этого личика -
Два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.

     Задание на 4 балла. (Использован материал заданий 4-го тура Олимпиады)
В словосочетаниях перепутаны связи слов друг с другом. Наведите порядок в этих связях так, чтобы у каждого слова оказался «правильный» сосед:
повысить здоровье ___________________
улучшить зарплату; _____________________
укрепить качество; _____________________
усилить условия; _______________________
повысить оборону._______________________

     Задание на 5 баллов. (Задание «Найди меня» 48-го тура Олимпиады, которое учащиеся выполняют по журналу).
Соотнесите информацию из левого столбца с примерами из правого.
Типы слов по значению Примеры
I. Синонимы 1. Земной – земляной – землистый
II. Антонимы 2. Глава. 1. (высок.) = Голова. 2. Купол церковного здания
III. Омонимы 3. Легендарный – древний – прославленный
IV. Паронимы 4. Расцвет – упадок
V. Многозначное слово 5. Град* (осадки) – град** (устар. город)

М о р ф о л о г и я
     Задание на 3 балла.
(Использованы вопросы 1, 2, 4 задания «Один из четырёх» 43-го тура Олимпиады.)
     1. Среди следующих слов найдите качественное прилагательное.
     а) десятый, б) завтрашний, в) самостоятельный, г) папин.
     2. Какое прилагательное является относительным?
     а) большого, б) нового, в) маленький, г) давнишней.
     3. В каком из примеров нет грамматической ошибки?
     а) более лучше,
     б) самый красивейший,
     в) слаще, чем сахар,
     г) более злейшего козла не видел.

     Задание на 4 балла. (Вопрос 5 задания «Подумай и ответь» 46-го тура Олимпиады).
Даны вперемешку одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Выпишите только неодушевлённые. Объясните, каким принципом вы пользовались при разграничении этих групп слов.
     Лиса, кот, облако, кукла, матрёшка, дерево, кузнечик, покойник.

     Задание на 5 баллов. (Задание «Лингвистический эксперимент» 48-го тура Олимпиады.)
Прочитайте статью «Очень близкие, но… всё-таки разные» в «Вестнике Олимпиады “Светозар”» №48 (с.15). Проведите «Лингвистический эксперимент».
На место пропусков вставьте предлоги вследствие или ввиду. Если затрудняетесь, оставьте пропуск незаполненным. (Каждое предложение оценивается как отдельное «зелёное» задание.)
1) _____________ предстоящей командировки лектора лекция переносится на следующую пятницу.
2) _____________ недостаточности внесения удобрений урожайность зерновых оказалась значительно ниже прошлогодней.
3) _____________ продолжительной болезни учащийся 6-го класса Градов Андрей отстал по многим предметам и нуждается в экстренной педагогической помощи.
4) _____________ обильного снегопада вся снегоуборочная техника вышла на улицы города.
5) _____________ прогнозируемого синоптиками урагана в городе объявлено штормовое предупреждение.

М о р ф е м и к а   и  с л о в о о б р а з о в а н и е
— Как и из чего образуются слова? Как правильно разделить слово на значимые части? Как из множества приставок, корней и суффиксов складывать слова? Как устроено слово и по каким законам в языке рождаются новые слова? В этих вопросах вам помогут разобраться морфемика и словообразование.

     Задание на 3 балла. (Задание «Подумай и ответь» 46-го тура Олимпиады). Из «Обратного словаря русского языка», в котором слова располагаются по алфавиту не по первым буквам, а по последним, взяли слова на букву О: спасибо, кино, оно, озеро, колесо. Какие из этих слов не имеют окончания?

     Задание на 4 балла.
(Задание из 1-го тура Олимпиады). Продолжите ряд слов, соответствующих указанным моделям:



     Задание на 5 баллов. (Задание «Подумай и ответь» 28-го тура Олимпиады).
Распределите перемешавшиеся слова-листы на соответствующие словообразовательные деревья. Можете даже их нарисовать. (Если слова не знакомы, справляйтесь об их значениях в толковом словаре.)
     Водосток, водолечебница, отводить, водозабор, водопад, водоросль, хоровод, разводиться, водоворот, водопровод, предводитель, подвода, подводник, паводок, выводок, безводный, изводиться, водянка.
Назовите слово-лиану, соединяющее собой два дерева.

Ф о н е т и к а
— «Фонетика… Какая скука!» — обычно говорят ученики. «Фонетика — это интересно!»  — восклицают те, кто хотя бы однажды приоткрыл завесу над тайнами звучащей речи. Думаем, что, решив несколько предложенных задач по фонетике, вы присоединитесь к последним.

     Задание на 3 балла. (Вопрос 9 из задания «Один из четырёх» 8-го тура Олимпиады).
Отметьте ту группу, в которой во всех словах е, ё, ю, я обозначают гласный звук и мягкость предыдущего согласного.
           а) любишь, вянущий, шмель, мёртвый;
           б) жёлтые, стоящий, льют, подъём;
           в) красные, яркий, шёл, южный;
           г) приятный, стебель, ёлка, жизнью.

     Задание на 4 балла. (Вопрос 5 задания «Один из четырёх» 26-го тура Олимпиады).
Сколько раз встречается звук [й’] в следующем стихотворном отрывке?
           Сидит колдунья, дуется
           На целый белый свет:
           Колдунье не колдуется,
           И вдохновенья нет.
                  (М. Бородицкая)

     Задание на 5 баллов. (В основе задания – предисловие к фрагменту «Рождение словаря» из книги Льва Ивановича Скворцова «С.И. Ожегов» «Вестника Олимпиады “Светозар”» №49)
Прочитайте предисловие к заданию «Читаем, вникаем, анализируем».
Найдите в нём слово, в котором звуков на 2 больше, чем букв.

О р ф о э п и я
     Задание на 3 балла.
(Вопросы 1, 2, 4, 8 из задания «Один из четырёх» 31-го тура Олимпиады).
1. В каком слове первый слог ударный?
а) жалюзи, б) свекла, в) столяр, г) щавель.
2. В каком слове ударение падает на третий слог?
а) избалованный, б) танцовщица, в) газопровод, г) дремота.
3. Отметьте слово с неверным ударением.
а) апострОф, б) премИровать, в) углубИт, г) красИвее.

     Задание на 4 балла. (Слова взяты из вопроса дня №31 и задания «Один из четырёх» 31-го тура Олимпиады).
Конкурс капитанов «Орфоэпический бой» (основа – статья М. Павловой «Что наша жизнь? – Игра?»).
Расставьте ударение, правильно прочитав слова.
1) каталог,          
2) звонит,
3) кухонный,
4) гренки,
5) оптовый,          
6) торты,
7) украинский,

8) форзац,          
9) щавель,
10) облегчить.


     Задание на 5 баллов. (Задание «Грамотей» 31-го тура Олимпиады).
— Этот конкурс проверяет вашу орфографическую грамотность. А всего-то нужно вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.
     Имени..ик беше..о вопил, и..туплё..о размах..вая над головой рва..ым б..шмаком, стаще..ым (в)торопях с ноги (на)смерть перепуга..ого соседа. Изумлё..ые гости и родстве..ики в первую минуту ошеломлё..о застыли, но потом под градом масле..ых варе..иков, пуще..ых в их сторону взбеше..ым имени..иком, вынужде..о отступили к отворё..ым дверям. «Изме..ики! Подсунуть мне бе..пр..да..ицу, за которую н..кто гроша лома...ого (не)давал!» – отчая..о ви..жал он, возмущё..о ск..ча на кова..ом сундуке, застеле..ом продра..ой клеёнкой.

С и н т а к с и с
     Задание на 3 балла.
(Из задания 1-го тура Олимпиады).
Это задание рассчитано на расширение вашей эрудиции и проверяет внимательность и пунктуационную грамотность.
Прочитайте статью «Из истории олимпийских игр», размещённую в «Вестнике Олимпиады» № 42.
В данном предложении нужно поставить знак препинания и обосновать его наличие.
     Дни олимпийских торжеств дни всеобщего мира.

     Задание на 4 балла. (Задание «Выбери меня» из «Вестника Олимпиады “Светозар”» № 45).
Учащиеся выполняют это задание по журналам.

Знак препинания Этимология
1. Точка I. Раньше этот знак назывался «удивительным».
2. Запятая II. В.И. Даль связывает происхождение этого слова с глаголами запясть, запять, запинать – «останавливать», «задерживать».
3. Многоточие III. Предполагают, что название этого знака препинания связано с диалектными названиями утёнка, гусёнка или лягушки.
4. Тире IV. Образовано от слова ткнуть, «значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина» (В.И. Даль).
5. Кавычки V. В переводе с французского термин означает «черта».
6. Восклицательный знак VI. Под названием «знак пресекательный» слово отмечается уже в 1831 году в грамматике А.Х. Востокова.
     Задание на 5 баллов. (Из задания 1-го тура Олимпиады).
Составьте распространённые предложения с сочетаниями: приходить в ужас, ослиное упрямство, холодные крупные капли, холодный взгляд, мужчина таинственного вида с пушистой рыжей бородой, юноша шестнадцати лет, новый ежемесячный журнал.

3. Обобщение. Подведение итогов викторины.


Презентация к уроку

Вернутся к разделу "Письма Светозару"



© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга