Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


15 июля 2016 г.


Аубакирова Манат Камельевна, учитель русского языка и литературы СОШ №35, город Павлодар, Республика Казахстан.

Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Лексикография. Лингвистические словари».
Цели:

расширение знаний учащихся о различных видах словарей русского языка;

формирование умения ориентироваться в словарях русского языка, самостоятельно пользоваться различными видами лингвистических словарей;

познакомить учащихся с деятельностью учёного-лексикографа С.И.Ожегова;

привитие интереса к слову; воспитание речевой культуры.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, словари русского языка, учебник «Русский язык» для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. – Алматы: Атамұра, 2015.

I. Организационный момент.
Психологический настрой.

II. Целеполагание.

Ребята, на интерактивной доске несколько высказываний. Давайте прочитаем их.

Я считаю, что словари и справочники - самые нужные книги. В домашних библиотеках -это основное ядро.
                                                            Д.С.Лихачёв

Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке.
                             Вольтер

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
               С.Я.Маршак

Что объединяет эти высказывания?

Все высказывания о словарях.

Значит, мы сегодня на уроке будем изучать словари. Как называется раздел, в котором изучаются словари?

Раздел науки о языке, в котором изучаются словари, называется лексикографией.

Запишите тему урока: «Лексикография. Лингвистические словари».

На сегодняшнем уроке мы будем работать со словарями русского языка, с их помощью определять значение слова, правильно писать слова, произносить их.

III. Актуализация знаний.

Мы повторим то, что знаем о словарях. Какие виды словарей вы знаете?

Словари бывают энциклопедические и толковые.

Чем отличаются энциклопедические словари от лингвистических ?

В энциклопедических словарях объясняются понятия, явления, сообщаются сведения о различных событиях, в лингвистических словарях содержится информация о слове.

Назовите лингвистические словари.

Толковый, орфографический, орфоэпический, синонимов, антонимов, омонимов…

IV. Лингвистический рассказ. (Использованы материалы Олимпиады)

Ребята, у вас на столах 49-й номер журнала «Светозар», в котором есть интересный рассказ о том, как создаются словари. Давайте прочитаем этот рассказ.

Рождение словаря

     В первые месяцы 1949 года произошло событие, значение которого первоначально не было по-настоящему оценено даже специалистами-филологами.
     В Москве вышла в свет книга «Словарь русского языка». На обложке объёмистого тома в тысячу страниц имя автора-составителя не было указано. И лишь открыв титульный лист, можно было прочитать под заглавием скромные слова: «Составил С.И. Ожегов». И ещё строкой ниже: «Главный редактор акад. С.П. Обнорский».
     Да, это было первое издание широко известного теперь и в России, и за рубежом однотомного «Словаря русского языка» профессора Сергея Ивановича Ожегова, или, говоря кратко, Ожеговского словаря, как его теперь обычно и называют.
     Появление новой и необычной книги, рассказывающей о лексике и фразеологии современного русского языка и отразившей в одном томе от «А» до «Я» живую литературную речь и словарное книжно-письменное богатство, конечно же, не могло остаться незамеченным.
     Уже через несколько месяцев известные специалисты-русисты, опытные словарники, работники издательства говорили о важности первого опыта создания словаря русского языка советской эпохи, нового по своему типу и строению.
     Однотомный словарь С.И. Ожегова, в связи с его компактностью и общедоступностью, стал популярным справочником для всех желающих глубже изучить и освоить русский язык, повысить уровень своей речевой культуры.

     При жизни С.И. Ожегова вышло несколько изданий его словаря. Работу над первым посмертным изданием начала в 1965 году доктор филологических наук, профессор Наталья Юльевна Шведова. Выбор этот был сделан не случайно: Н.Ю. Шведова была научным редактором 2-го издания словаря (1952), которое, в сущности, и определило его современный облик и структуру. В 1992 году словарь впервые был опубликован с именами двух соавторов: С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.      По образцу Ожеговского словаря созданы однотомные словари национальных языков: украинского, азербайджанского, узбекского, эстонского и многих других. (По Л.И. Скворцову)

V. Работа с учебником.

Сейчас прочитаем ещё один рассказ о словаре С.И.Ожегова в учебнике.

стр. 228, упражнение 479 (выразительное чтение текста)

VI. Блиц – опрос. (использованы материалы Олимпиады)

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

     1.Ответьте на шуточный вопрос: «Где хранят вселенную?»
     2. Сколько слов было в первом издании словаря С.И. Ожегова? Запишите числительное словами.
     3. А сколько слов в современном издании Ожеговского словаря?
     4. Назовите имя лингвиста, который продолжил работу над новыми изданиями словаря после смерти С.И. Ожегова.
     5. Найдите в тексте слово по его толкованию: «тот, кто составляет словари». Подберите к этому слову синоним.
     6. Кто такой русист? Чем он занимается?
     7. Чем ещё знаменит С.И. Ожегов? Только ли своим словарём?

VII. Поэтическая минутка.

Послушайте стихотворение С.Я.Маршака «Словарь». (Читает наизусть заранее подготовленный ученик.)

VIII. Лингвистический конкурс «Выбери меня». (использованы материалы Олимпиады)

Проведём конкурс «Выбери меня».

Соотнесите информацию в правом столбце с информацией в левом столбце. Выполнить эту работу вам помогут лингвистические словари.

1 группа. Для выполнения задания вам нужны толковые словари и «Словарь иностранных слов».

Слово Информация о слове (значение, происхождение)
I. Мезонин 1. Закрытое учебно-воспитательное заведение, в котором воспитанники получают полное содержание.
II. Панорама 2. Короткое сатирическое стихотворение, обычно высмеива- ющее какое-либо определённое лицо.
III. Пансион 3. В словаре В. Даля это слово толкуется так: «Полуэтаж, надстрой, вышка, полуярус, полужильё; теремок».
IV. Мадригал 4. В переводе с греческого слово значит «надгробный».
V. Эпиграмма 5. Это слово состоит из двух греческих корней: pan – «всё» + horama – «зрелище».
VI. Эпитафия 6. Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, обычно посвящённое даме.

2 группа. Вы совершите путешествие в древнегреческую мифологию. В путешествие возьмёте два словаря: «Словарь крылатых слов и выражений» и «Словарь фразеологизмов». Обратите внимание: один из фразеологизмов должен остаться лишним. Каково значение «лишнего» фразеологизма?

Фразеологизм Значение фразеологизма
1. Авгиевы конюшни I. Способ, помогающий выйти из трудного положения.
2. Ахиллесова пята II. Нависшая над кем-либо постоянная угроза.
3. Дамоклов меч III. Мерка, под которую искусственно подгоняется что-либо.
4. Танталовы муки IV. Сильно загрязнённое, запущенное помещение.
5. Ариаднина нить V. Тяжёлая, изнурительная, бесполезная работа.
6. Прокрустово ложе VI. Уязвимое место, слабая сторона чего-либо или кого-либо.
7. Сизифов труд

3 группа. Вам даны словарные статьи из разных словарей. Поэтому нужны разные словари, чтобы правильно соотнести информацию.

Фрагмент словарной статьи Название словаря
I. «Алёнушка». Картина В.М. Васнецова. Создана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее (см. Третьяковка). Размеры 173x121 см. На полотне изображена крестьянская (см. крестьянка) девочка, в глубокой печали сидящая на берегу пруда. Грустный осенний (см. осень) пейзаж средней полосы России подчёркивает её настроение. 1. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой
II. Живой – мёртвый. Живо – мёртво, заживо – замертво, оживлять – умертвлять. ~ В знач. сущ. По ветру хлопали знамёна, / Герои встали наяву. / Я, если хочешь, поимённо / Живых и мёртвых назову. М. Дудин. 2. «Словарь крылатых слов и выражений» (онлайн-словарь)
III. Изыскатель, -я; м. Специалист, занимающийся изысканиями (во 2 знач.) в какой-н. области. Инженер-изыскатель. 3. «Словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова
IV. Меценат. По имени богатого римского патриция Гая Цильния Мецената (около 70–8 гг. до н. э.), который покровительствовал художникам и поэтам. Его внимание и щедрость к людям искусства славили в своих стихах римские поэты Гораций, Вергилий и др. 4. «Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, Т.А. Бобровой
V. Шедевр. Заим. в XVIII в. из франц. яз., в котором словосочетание chef d’oeuvre – «труд, достойный мастера» (буквально – «главное произведение») слилось в русск. яз. в слово. См. шеф, опера. 5. Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия»

IX. Парад лингвистических словарей.

Перед вами словари русского языка. Сейчас мы проведём парад лингвистических словарей. Каждый из вас возьмёт в руки словарь и представит его по следующему плану:

1. Полное название словаря.
2. Автор(ы) словаря.
3. Библиографические данные (место, год издания, издательство).
4. Количество слов и выражений.

X. Рефлексия.

Что нового узнали о словарях русского языка?

Что было полезным для вас на сегодняшнем уроке?

XI. Выставление оценок.

XII.Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Для чего нужны лингвистические словари».



Вернутся к разделу "Письма Светозару"



© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга