Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


3 октября 2015


Ковальчук Лариса Алексеевна, учитель русского языка и литературы, первой дидактической степени гимназии им. А.И. Куза, город Бельцы, Республика Молдова
Тема: Праздник грамоты на Руси.
Смысловые типы текстов
(второй урок)
9-й класс

Цели урока:
1. Совершенствовать умения и навыки работы с текстами статей учебника, журнала «Светозар», анализировать, выделять главное, делать выводы.
2. Привлекать внимание учащихся к журналу «Светозар» как к дополнительному источнику при подготовке к урокам.
3. Составлять собственные монологические высказывания.
4. Письменно выполнять задания по теме урока.
Тип урока: интегрированный.
Дидактические стратегии (методы и формы обучающей деятельности): коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная; фотовыставка, слово учителя, вдумчивое, осознанное, выразительное чтение стихотворений, статей, эвристическая беседа, частично - поисковый, анализ, синтез, творческий (составление рассказов разных типов, синквейна, поздравления), инсценирование,
Дидактическое обеспечение: выставка фото на заданную тему, тексты статей учебника, журнала «Светозар» № 47 , памятка. Как писать: синквейн, рассказ (рассуждение, описание, повествование), поздравление, М.Горький «Детство», Б.Шапелов «День в Лицее».
Ход урока

I. Вызов. Организационный момент. Актуализация опорных знаний.
1.На экране проецируется выставка фото по теме: «Школьные годы чудесные». Звучит песня. Автор слов Долматовский Е., композитор Д. Кабалевский.
2. Слово учителя.
- Совсем недавно прозвенел школьный звонок. Начался новый учебный год. На первом уроке, вы, ребята, здоровые, красивые, нарядные, счастливые после долгих летних каникул с радостью делились новыми впечатлениями, рассказывали, как вы провели время, о новых друзьях, с которыми вас свела судьба, о местах, в которых побывали, о встречах с интересными людьми. Мы говорили с вами об обычном и в то же самое время особом дне в году – 1 сентября – Дне знаний.
3. Беседа.
- Зачем вы учитесь?
- Кто вас учит?
- Какой праздника мы с вами отмечаем 5 октября?
- 5 октября – Всемирный День учителя.
4. А. Дементьев «Не смейте забывать учителей».
Читает подготовленный ученик.
- Объявляю тему, задачи и цели урока.
II Реализация замысла
1. Слово учителя.
Сегодня мы поговорим о труде учителя – об одной из самых интересных и сложных профессий в мире, потому что быть учителем – это больше, чем просто что-то делать. И, естественно, о вас, учениках. Без вас не было бы нас.
На Руси День знаний и День учителя отмечали в один день - 14 декабря.
Почему именно в этот день, вы узнаете, познакомившись с текстом статьи журнала «Светозар» (№ 47/2015) «Праздник грамоты на Руси».
Вы узнаете, кто такой Наум Грамотник; как и чему учили учеников; как в народе относились к учителям; кто и как оплачивал занятия; когда совершался обряд посвящения в ученики.
2.Словарная работа
Святой пророк, Ветхий завет, Иудейский царь Езекия, молебен, благословение, почтение, грамоте горазд, благоговение, розги, земной поклон, дьяк.
Статья проецируется на экране. Читает подготовленный ученик.
– Слушайте внимательно, постарайтесь определить тип текста.
- К какому типу текста относится эта статья? Аргументируйте.

Закрепление содержания статьи. (На столах статья). Выполнение теста.

1. Найдите четвёртое лишнее.
а) грамотей, б) грамотный, в) грамматика, г) безграмотность.
2. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?
а) отрока, б) оплаты, в) прокормит, г) переменок.
3. Укажите слово, не имеющее форм множественного числа.
а) грамота (в значении «умение читать и писать»), б) традиция, в) голова, г) розга.
4. В каком значении употребляется слово отрок?
а) дитя, б) мальчик-подросток, в) юноша, г) тинэйджер.
5. Какой праздник отмечали в старину 14 декабря?
а) День учителя, б) День знаний, в) День ученика, г) День святых Косьмы и Дамиана.
6. Какая пословица не упоминается в тексте?
а) «Азбуку учат – на всю избу кричат»,
б) «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»,
в) «Аз, буки, веди страшат, что медведи»,
г) «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
7. Почему пророка Наума назвали Грамотником?
а) Он основал первые школы на Руси.
б) Он покровительствовал грамоте и грамотным людям.
в) Он был первым учителем на Руси.
г) Он первым из русских людей научился грамоте.
8. Сколько времени проходило в старину от начала учебного года до обряда посвящения в ученики?
а) 1 месяц, б) 2 месяца, в) 3 месяца, г) полгода.
9. Какое выражение нельзя было услышать в древнерусской школе? (Ответ на этот вопрос непосредственно в тексте не содержится.)
а) «Аз да буки – начало науки».
б) «Азбука – наука, а ребятам – мука».
в) «От альфы до омеги».
г) «Кто знает аз да буки, тому и книги в руки».
10. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
а) Обучение на Руси начинали осенью.
б) Посвящение в ученики происходило 14 декабря.
в) Грамотность и грамотные люди очень высоко ценились в Древней Руси.
г) В древнерусской школе была распространена классно-урочная система.

4. В старину обучали мальчишек грамоте церковные дьяки.
Послушайте отрывок из книги Н.П. Кончаловской «Наша древняя столица».
Обратите внимание на то, что «девицам полагалось не учиться ничему».
Читает подготовленный ученик.

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для науки
По субботам их порол.

Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

- Красны девицы, как вы думаете, почему ваших сверстниц в те далёкие времена грамоте не учили.
На столах стихотворение.
- Подберите к слову дети существительное единственного числа. Узнайте, как называются формы слов (не только существительных), образованные от разных основ, например: класть – положить, он – его, хороший – лучше.

- Выпишите существительные, которые употребляются только в единственном числе.

- Как называлась следующая за буквой Г (глаголь) буква древнерусского алфавита?

- Найдите два слова, морфемное строение которых соответствует слову старина.

- Можно ли грамотного человека назвать грамотеем? Положительную или отрицательную оценку имеет это слово? Как оно характеризует дьяка?

- Что нового по сравнению с текстом о Науме Грамотнике вы узнали из стихотворения Н.П. Кончаловской?

III. Рефлексия.

1. Прочитайте план к первому тексту. Найдите в плане две ошибки: а) пункт, не соответствующий содержанию текста; б) пропущенную смысловую часть.
План текста «Праздник грамоты на Руси»
1) Начало учебного года в старину.
2) Наставления отца и матери.
3) День Наума Грамотника – День учителя.
4) Учебный день в древнерусской школе.

2. Сжатый пересказ статьи по плану.

3.Б. Шапелов «День в Лицее» (фрагмент). Читает подготовленный ученик.
- Много интересного и нового вы узнаете о жизни лицеистов пушкинского времени из книги Б.Шапелова «День в Лицее».
- Что бы вы взяли для себя на заметку, а от чего бы отказались, аргументируйте.

4. Инсценирование эпизода повести М.Горького «Детство».
- Как сегодня, так и раньше обучали детей грамоте и на дому близкие, родные люди. Вспомните, кто учил азбуке Алёшу Пешкова, будущего писателя Максима Горького.
Вашему вниманию предоставляется эпизод автобиографической повести М.Горького «Детство».

5. Составление рассказа.
- Подробный рассказ об одном из своих школьных дней, который вам запомнился больше всего (повествование).
- Рассказ о любимом, самом интересном предмете, с которым связаны ваши планы на будущее (рассуждение).
- Рассказ-описание по теме: «Мой любимый учитель» (описание).

6. Составление синквейна со словом учитель.

7. Совершение обряда посвящения в ученики.
Выставление оценок с подробным комментарием.

8. Слово учителя.
- Самой большой благодарностью для нас, учителей, являются ваши успехи, и не только сегодня, а и потом, во взрослой вашей жизни. Тогда вам никогда не будет стыдно перед нами, а мы будем гордиться вами. Успешными вы станете, если будете учиться. «Учиться можно и нужно ежедневно и ежечасно». (В.П.Астафьев) А учиться – это значит читать книги. М.Горький назвал книгу величайшим чудом из всех чудес, созданных человечеством. Книги сегодня стоят дорого, но выход есть всегда. В центре нашего города работают уличные библиотеки-теремочки без библиотекаря. Принцип простой, а воспитательный момент налицо: берёшь одну книгу, а взамен оставляешь две, не раз прочитанные вами и, по вашему мнению, достойные прочтения другими людьми. Вот и вы уже не просто ученики, а учителя, правда, виртуальные.

IV. Подведение итогов.
Используя приём красный микрофон, учащиеся отвечают на вопросы:
- Что я знал/а?
- Что я узнал/а.
- что я хотел/а бы узнать по теме сегодняшнего урока.
V.Домашнее задание: напишите поздравления учителям.

Вернутся к разделу "Письма Светозару"



© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга