Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


10 июля 2015г.


     Брит Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы Мариупольской
общеобразовательной школы № 48, Украина

Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Повторение. Самостоятельные части речи, их значение
и грамматические признаки»


     Цели урока:
     • общедидактическая:
повторить сведения о самостоятельных частях речи; развивать орфографические умения и навыки.
     • развивающая: развивать воображение, расширять словарный запас учащихся.
     • воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку и литературе.
     Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальными заданиями, проектор, широкоформатный экран, словари, текст (отрывок из книги С. Цвейга «Магеллан»), статья О.С. Маевской «Самая живая часть речи».
     Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений; закрепления навыков правописания.


Ход урока

      I. Организационный этап.

      1. Приветствие учителя.
      Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем повторять ранее изученный материал, но задания, которые вы будете выполнять, взяты из нескольких туров Открытой международной олимпиады «Светозар».
      2. Приветствие учащихся друг другу «Комплимент» (активные методы обучения).
      3. Проверка домашнего задания (выборочно).
      4. Запись в тетради даты и темы урока.

      II. Актуализация опорных знаний учащихся.
      Беседа:
      1. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются части речи?
      2. Какие части речи называют самостоятельными?
      3. Чем сходны и чем различаются именные части речи?
      4. Какова синтаксическая роль самостоятельных частей речи?

      III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
      Слово учителя:
      Грамматика состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса. Морфология – это раздел, который изучает формы слов и их грамматические функции. В морфологии содержится также и учение о частях речи.

      IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
      1. Практическая работа «Подумай и ответь»
(задание из олимпиады «Светозар», тур № 43, 5).
      На каждой парте лежит карточка с текстом (отрывок из книги С. Цвейга «Магеллан») и с заданиями.
Путешествие пятое, или Тайны текста
      Прочитайте отрывок из книги австрийского писателя Стефана Цвейга «Магеллан». Это начало художественной биографии великого мореплавателя.

      Вначале были пряности. С тех пор как римляне в своих путешествиях и войнах впервые познали прелесть острых и дурманящих восточных приправ, Запад уже не может и не хочет обходиться без индийских специй, без пряностей, несмотря на то что они были дороги и непрерывно дорожали.
      В начале второго тысячелетия тот самый перец, который теперь стоит на кухонной полке у любой хозяйки, сосчитывался по зёрнышкам и расценивался на вес золота. Ценность его была столь постоянна, что многие города и государства расплачивались им вместо драгоценных металлов. Имбирь, корицу, хинную корку взвешивали на ювелирных и аптекарских весах, наглухо закрывая при этом окна и двери, чтобы сквозняком не сдуло драгоценную пылинку. Как ни абсурдна на современный взгляд подобная расценка, она становится понятной, когда вспомнишь о трудностях их доставки и сопряжённом с нею риске.
      Каких только опасностей не приходилось преодолевать в пути кораблям, караванам и обозам с пряностями, прежде чем они с зелёного куста Малайского архипелага попадали на свой последний причал – прилавок европейского торговца! В скольких руках не перебывал товар, пока через моря и пустыни он не попадал к последнему покупателю! Современные исследователи подсчитали, что не меньше чем через двенадцать хищных рук должны были пройти индийские пряности, прежде чем очутиться на столе европейца.
      Долгий, неимоверно долгий путь! А нет ли другого, более короткого и лёгкого способа достичь заветной цели? Ответ на этот вопрос стали искать вместе с монархами и купцами мореплаватели. Отвага, побудившая Колумба и Магеллана двинуться на запад, Васка да Гаму — на юг, Кабота — на север, рождалась прежде всего из целенаправленного стремления сыскать новый путь на восток.
      Как ни покажется это странным на первый взгляд, именно пряности стали вполне земной, материальной причиной всех тех великих открытий, которые были совершены в героический ХVI век. Никогда бы монархи и купцы не снарядили бы флот для отважных конквистадоров, если бы эти экспедиции в неведомые страны не сулили в то же время тысячекратного возмещения затраченных средств.
      Вначале были пряности. (Перевод с нем. А. Кулишер)

      1. Найдите в тексте три сложных существительных с соединительной гласной е.
      2. Подберите синонимы к словам: отвага, сыскать, неимоверно. Помните, что синонимы нужно подбирать с учётом значения слова в контексте.
      3. Почему в слове современный пишется две буквы н?
      4. Кто такие конквистадоры? Какой ещё вариант написания есть у этого слова?
      5. Сформулируйте главную (основную) мысль текста. Если главная мысль выражена в тексте прямо, укажите нужное предложение. Как вы думаете, совпадает ли точка зрения С. Цвейга с точкой зрения, например, авторов учебников географии и истории?

      2. Индивидуальная работа по карточкам «Найди меня» (Задание из олимпиады «Светозар», тур № 41, 4).
У каждого учащегося карточка.
НАЙДИ МЕНЯ

Правило
     Примеры     
1. В числительных от 11 до 19 на конце слова пишется ь.
2. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 ь пишется в середине.
3. В числительных сорок, девяносто, сто во всех падежах, кроме И.п. и В.п.,
на конце пишется -а.
4. Числительное полтора имеет следующие формы:
в И.п. и В.п. полтора (м. и ср. р.) и полторы (ж.р.), в остальных падежах – полутора.

      3. Задание-игра «Один из четырёх» (тур № 42, 1 и № 43, 4, выполняется устно).
      Задания учащимся предлагаются на экране.
ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЁХ

      К поставленному вопросу выберите из предложенных вариантов ответов только один. В случае затруднений обращайтесь к словарям и справочникам.
      1.Найдите четвёртое «лишнее»:
      а) первая, б) триста, в) один, г) одиннадцать.
      2. В каком слове пишется одно п?
      а) а (п, пп) етит, б) а (п, пп) атия, в) и (п, пп) одром, г) о (п, пп) онент.
      3. Какое из существительных образовано от латинского слова, в переводе на русский означающего «земля»?
      а) терапевт, б) термос, в) территория, г) терновник.
      4. Найдите исключение из правила «Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных»:
      а) установлено, б) священный, в) традиционные, г) импровизированная.
      5. В какой из рядов слов с точки зрения этимологии входит слово колесница?
      а) колено, поколение; б) колода, колодец; в) коллектив, коллекция; г) кольцо, около.
      6. Среди следующих слов найдите качественное прилагательное.
      а) десятый, б) завтрашний, в) самостоятельный, г) папин.
      7. Какое прилагательное является относительным?
      а) большого, б) нового, в) маленький, г) давнишней.
      8. В каком из примеров нет грамматической ошибки?
      а) более лучше,
      б) самый красивейший,
      в) слаще, чем сахар,
      г) более злейшего козла не видел.
      9. От какого прилагательного нельзя образовать форму простой сравнительной степени?
      а) добрый,
      б) толстенный,
      в) редкий,
      г) жалкий.
      10. К какому разряду относятся прилагательные типа лошадиный, мышиный, комариный? Например, в таком предложении:
      Сначала Аглая свернула из бумаги узенькие фунтики, и мы приклеили их к лошадиной голове.
      а) качественные,
      б) относительные,
      в) притяжательные,
      г) ни к какому разряду не относятся.

      4. Ролевая игра «Учитель-ученик» (работа в парах по раздаточному материалу: один ученик выполняет задание, второй проверяет правильность ответов) Задание из олимпиады «Светозар», тур №45, 4.
      У каждого на парте карточка «Подумай и ответь» и статья О.С. Маевской «Самая живая часть речи».
      Герой этой игры – глагол. Прежде чем выполнять задания, прочитайте статью О.С. Маевской «Самая живая часть речи». В ней вы найдёте множество подсказок.

      Задания:
      1. Помните песенку Винни-Пуха, в которой он поёт: «Победю я и жару, и мороз, / Лишь бы мёдом был вымазан нос! / Победю… / (Нет, побежду!)». Так как же правильно: «победю» или «побежду»?
(Учтите, что это задание с подвохом.
      2. Выпишите формы повелительного наклонения от глагола ехать, соответствующие нормам литературного языка.
      Съезди, едь, поезжай, ехай, езжай.
      3. Образуйте от приведённых ниже глаголов форму 1-го лица единственного числа. В том случае, если сделать это невозможно, используйте синонимы или описательные выражения.
      Лезть, пылесосить, печь, дерзить.
      4. Раскройте скобки, поставив глаголы в форму настоящего или будущего времени.
      1) Я (убедить) вас в правильности моих взглядов.
      2) Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.
      3) Я уверен, что в этих соревнованиях я (победить).
      4) Понимая, что я (дерзить), попрошу у товарища извинения.
      5. Почему глаголы типа победить, убедить, дерзить и т.п. лингвисты называют дефектными (недостаточными)? В чём их дефектность?

      V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
      Заключительное слово учителя.
      Выполняя интересные творческие задания на уроке, мы увидели, что в современном русском языке большинство слов постоянно принадлежит к той или иной части речи, но в процессе исторического развития языка наблюдаются случае перехода одной части речи в другую. Этот процесс вполне закономерен.

      IV. Домашнее задание.
      1. Повторить теоретический материал учебника по теме урока.
      2. Написать сочинение-миниатюру на самостоятельно выбранную тему.

Вернутся к разделу "Письма Светозару"



© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга