Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


26 февраля 2015


     Аубакирова Манат Камельевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 35, Казахстан, г. Павлодар

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 – 9 КЛАССОВ)
ТЕМА: «ГЛАГОЛ»
     Цели:

     ♦ закрепление программного материала по русскому языку; углубление и расширение знаний учащихся о глаголе;
     ♦ повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
     ♦ продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте;
     ♦ развивать речь, внимание, память, умение анализировать, делать выводы.
     Оборудование: презентация по теме: «Глагол», рисунки учащихся..
     Форма организации: групповая.

     I. Организационный момент.

     II. Мотивационный этап
(использованы материалы олимпиады «Светозар»).
     - Ребята, давайте определим тему нашего занятия. В этом нам поможет игра «Подскажи словечко». Прочитайте текст, а затем выполните задания.
     Однажды Виталий Бианки предложил своим ученикам написать рассказ-миниатюру в несколько строчек. Вот что написал Святослав Сахарнов.
      «Шёл краб по морскому дну.
     Шёл, колючие ноги переставляя, не заметил ямку с илом – бух! – свалился в неё.
     Запорошило илом жабры, дышать стало трудно.
     Поднатужился:
     – Апчхи!
     – Будь здоров, краб!»

     Найдите в этом тексте:
     1) третье по счёту существительное, выпишите конечную согласную корня;
     2) суффикс в глаголе шёл;
     3) безударную гласную в деепричастии;
     4) первый звук в ключевом (то есть самом важном) слове рассказа, подберите к этому звуку парный согласный по звонкости-глухости;
     5) окончание в глаголе ед. ч. ср. р. прош. вр.;
     6) пятую по счёту морфему в слове поднатужился.
     Сложите буквы. Какое слово получилось? (Глагол)
     Значит, тема нашего занятия – «Глагол».

     На интерактивной доске эпиграф к нашему уроку: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». Это высказывание А.Н. Толстого.
     С помощью эпиграфа определим цель урока. Сегодня на уроке мы будем…
     читать, писать, спрягать, употреблять глаголы.

     III. Словарный комментарий
     Имеет ли слово глагол только одно значение? Давайте обратимся к словарю и узнаем, сколько значений у этого слова.
      Глагол. 1. высок. устар. Слово, речь. Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Пушкин, Пророк. Когда поэзия есть живой глагол действительности, — она великая вещь на земле. Белинский, Русская литература в 1844 г. 2. грамм. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, числам, лицам (в настоящем времени) и родам (в прошедшем времени.

     IV. Лингвистическая разминка
      (использованы материалы Олимпиады)
     - Знаете ли вы глагол как часть речи? Чтобы проверить ваши знания, проведём разминку.
     1 группа
     1. В каком варианте ответов указаны грамматические признаки глагола?
    а) не имеют своих особых грамматических признаков;
    б) изменяются по родам, лицам и падежам;
    в) изменяются по временам и наклонениям;
    г) изменяются по падежам и лицам.
      2. На что не может оканчиваться неопределённая форма глагола?
    а) на -ть; б) на -чь; в) на ; г) на -ти.
      3. Укажите ряд слов, в котором представлены формы изменения глагола по лицам:
   а) знать, знал, знай, знали;
   б) забегу, забежим, забегут;
   в) ступал, ступала, ступали;
   г) брось, бросивший, бросая
     4. Какие существительные совпадают по звучанию и написанию с неопределённой формой глагола?
     5. В каком глаголе содержится сто отрицаний?

     2 группа
     1. В каком ряду слов перечислены только глаголы совершенного вида?
    а) пробирался, узнал, повторял, не унывай;
    б) спросили, знаешь, шагал, думаю;
    в) взялся, прорвёмся, придёт, вернёмся;
    г) отдали, смотрю, молвит, обвисли.
      2. Сколько наклонений у глагола?
    а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.
      3.Как превратить существительные удар, пример, жар, пар в глаголы?
      4. Какие глаголы своими окончаниями заботятся о нашем желудке?
      5.Форма прошедшего времени глагола образуется с помощью:
    а) вспомогательного глагола; б) приставки; в) личных окончаний; г) суффикса.

      3 группа
      1. Прочитайте рифмованные строки:
                           Глаголу нравится ЧИТАТЬ,
                        ШУМЕТЬ, БУРЛИТЬ, КИПЕТЬ,
                        ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ и МЕЧТАТЬ,
                        ШИТЬ, ЖИТЬ, СВИСТЕТЬ и ПЕТЬ!
                                    (О.Л. Соболева)
     В каком ряду глаголы относятся ко II спряжению:
    а) шуметь, бурлить, кипеть; б) читать, играть, петь;
    в) свистеть, кипеть, играть; г) шить, жить, шуметь
     2. От какого из глаголов нельзя образовать форму настоящего времени?
   а) петь; б) ступала; в) попал; г) прячет.
     3. Почему глаголы типа победить, убедить, дерзить и т.п. лингвисты называют дефектными (недостаточными)? В чём их дефектность?
     4.Помните песенку Винни-Пуха, в которой он поёт: «Победю я и жару, и мороз, / Лишь бы мёдом был вымазан нос! / Победю… / (Нет, побежду!)». Так как же правильно: «победю» или «побежду»? (Учтите, что это задание с подвохом.)
     5.Выпишите формы повелительного наклонения от глагола ехать, соответствующие нормам литературного языка.
     Съезди, едь, поезжай, ехай, езжай.

     V. Грамматическая сказка (использованы материалы статьи И.К. Чернышёвой «НЕ с глаголами в Стране невыученных уроков»)
     Послушайте сказку о глаголе.
      «Однажды молодой Глагол влюбился в прекрасную частицу НЕ. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но НЕ была капризной частицей и не обращала на влюблённого Глагола никакого внимания. «Я не могу без тебя жить!» – говорил Глагол. А НЕ отвечала: «Пока ты не найдёшь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты так сильно меня любишь и не можешь жить без меня, я не буду с тобой!» И побрёл Глагол по всем словарям и справочникам, но, так и не найдя ничего, совсем отчаявшись, пошёл к НЕ. Узнав о том, что поиски Глагола окончились неудачно, НЕ разозлилась и закричала: «Негодую! Ненавижу!» Тут Глагол подбежал к НЕ, обнял её крепко-крепко: «Ну вот видишь, ты сама всё и доказала!»
     Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»

     - Какую орфограмму вы вспомнили, слушая эту сказку?
      (Правописание не с глаголами.)
     - Как пишутся глаголы с не?
      (Не с глаголами пишется раздельно.)


     VI. Конкурс Знатоков пословиц
     Сейчас проведём конкурс Знатоков пословиц. Каждая группа получает карточки, на которых к данному началу пословицы надо правильно подобрать её концовку..
     1 группа

     Кто не работает,      не дружит.
     Не родись красивым      и рыбку из пруда
     С ложью правда      не делает
     Без труда не вытащишь             а родись счастливым       
     Лень добра      тот не ест.

     2 группа

     За двумя зайцами погонишься       воде не верь
     На чужой роток      не поедешь быстро
     С огнем не шути      ни одного не поймаешь       
     Не смажешь колёса      не будет скуки
     Не сиди сложа руки,      не накинешь платок

     3 группа

     Слово не воробей      в лес не ходить.
      Всех сластей не переешь           не будет и обеда
      Волков бояться       не будет и конца
     Где не было начала,      всех нарядов не переносишь   
     Не будет хлеба      вылетит — не поймаешь

     Вы собрали пословицы. Что объединяет эти пословицы?
      (Во всех пословицах употребляются глаголы с НЕ.)

     VII. Конкурс лингвистических рисунков (использованы материалы статьи В.И. Ковалёва «Город, который всегда с тобой»).
     Сейчас послушайте внимательно описание проспекта Глагола, потом к этому описанию сделайте лингвистический рисунок.
     В нашем городе много достопримечательностей. Например, в каждом районе – своя система дорог и улиц. Сейчас мы с вами находимся на проспекте Глагола. На чётной стороне живут глаголы совершенного вида. Здесь направо от проспекта отходят две дороги: улица Прошедшего Времени и улица Будущего Времени. А на нечётной стороне можно встретить глаголы несовершенного вида. Тут три улицы: Прошедшего Времени, Настоящего Времени и Будущего Времени.
     Пройдём по одной из них. Переулок 1-го лица! Сюда часто заходят в гости местоимения я и мы. Переулок 2-го лица! Здесь можно увидеть местоимения ты и вы. Переулок 3-го лица! Самый тихий: ведь он, она, оно, они обозначают тех, кого сейчас нет, кто не участвует в разговоре.
     Обратите внимание, а улица Прошедшего Времени – самая длинная. Интересно почему? Ага, на ней есть ещё три переулка: Мужской, Женский и Средний. Действительно, только в прошедшем времени глагольные окончания выражают родовые отличия. Сравните: мальчик спит, девочка спит, озеро спит – мальчик спал, девочка спала, озеро спало.
     А главная изюминка проспекта Глагола находится в самом его конце. Только не подходите близко, а то обожжётесь. Это горячий источник Императив. Круглый год он выбрасывает вверх такие формы глагола, которые вызывают горячее желание немедленно кое-что сделать. Прислушайтесь: «Твори. Выдумывай. Пробуй… Спешите. Смотрите. Обдумайте». О, это он заметил нас и перешёл на множественное число. Давайте выполним императивные советы, а то он начнёт горячиться и затопит улицы срочными приказами.
     Кстати, в начале проспекта Глагола есть необычный фонтан, но я вас туда не поведу. Во-первых, над ним всё время висит туман, поэтому трудно сделать хорошую фотографию. А во-вторых, если подойти близко, почувствуешь странное настроение, точно спишь с открытыми глазами – хочется не действовать, а мечтать об условиях, при которых можно было бы что-то начать.

     Вы слушали словесное описание проспекта Глагола, делали свои рисунки. Ответьте на вопросы:
      1) Почему только две улицы на чётной стороне, где живут глаголы совершенного вида?
      2) В каком наклонении «хочется не действовать, а мечтать об условиях, при которых можно было бы что-то начать»?
      3) К какому наклонению относятся глаголы, которые выражают императивные советы и срочные приказы?

     VIII. Поэтическая минутка.
     Послушайте стихотворение И.Бродского «Глаголы».

     IX. Конкурс на лучший синквейн
     Сегодня наш урок был посвящён глаголу. Предлагаю каждой группе творческое задание: написать синквейн о глаголе.

     X. Чтение синквейнов
           Глагол
     Совершенный, несовершенный
     Действует, отвечает, поясняет
     Глагол – основа языка
     Движение

            Глагол
     Занимательный, интересный
     Учит, рассказывает, помогает
     Глагол – движение фразы
     Действие

            Глагол
     Переходный, непереходный
     Описывает, показывает, доказывает
     Самостоятельная часть речи
     Сказуемое

     XI. Подведение итогов занятия





Вернутся к разделу "Письма Светозару"



© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга