Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


17 ноября 2014


     Казыгулова Айман Тлепбаевна, лауреат Х Международного Пушкинского конкурса, учитель русского языка и литературы казахской средней школы № 204 Казалинского района, Кызылординской области, Казахстан

РАЗРАБОТКА УРОКА НА КОНКУРС «УРОК СВЕТОЗАРА»

     Все современные технологии обучения русскому языку имеют свои особенности. Я решила использовать технологию личностно-ориентированного образования, так как именно она воплощает гуманистические идеи, позволяет ученикам раскрыть свой творческий потенциал. Учитель в мастерской постепенно приводит учеников к цели. Он не «передатчик» знаний, а ученик не «получатель» знаний. Сотворчество, равенство – вот что привлекло меня в этой технологии.
     Комбинируя технологию педагогических мастерских с компьютерной технологией, я провела урок в 8-м классе. В ходе урока-мастерской были использованы презентации и слайды, материалы из разных номеров журнала «Светозар».

Тема урока: «ПППП»
(«Знаки препинания при обособленных приложениях»)

      Цели: научить расставлять знаки препинания при обособленных приложениях, развивать устную и письменную речь, воспитывать личностные компетенции.
      Тип урока: комбинированный.
      Вид урока: урок-мастерская.
      Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
      Наглядность: плакаты и маркеры.

ХОД УРОКА

      I. Организационный момент.

      а) приветствие;
      б) аутогенная тренировка: каждый учащийся повторяет про себя фразу «Мы самые лучшие!».
      II. Проверка домашнего задания (нужно было найти в стихотворении Абая Кунанбаева «Весна» обособленные члены предложения).
      III. Изучение новой темы.
      1. Объявление темы урока. Мотивация к деятельности.
      - Сегодня мы находимся в творческой мастерской, где приветствуются все идеи! Тему урока я обозначила загадочной аббревиатурой «ПППП». Вам предстоит самим определить нашу тему, расшифровав аббревиатуру. (Слайд №1)
      Первая подсказка: эпиграфом урока являются слова из письма А.П. Чехова «ноты при чтении». (Слайд № 3)
      - О чем писал Чехов Хлопову? (О знаках препинания.)
      - Согласны ли вы с Чеховым? Выскажите свое мнение.
      - О каком знаке препинания будет идти речь? Не догадались? Тогда еще одна подсказка: В.И. Даль связывает происхождение этого слова с глаголами «запясть, запять, запинать» – «останавливать, задерживать».
      (Правильный ответ: запятая. Слайд № 4)
      2. Решение пунктуационной задачи. Актуализация опорных знаний.
      - Поработаем с предложением «Поставить статую золотую пику держащую». (Слайд № 5)
      - Где бы вы поставили запятую? Почему?
      - Почему в зависимости от места запятой меняется смысл предложения?
      - Какое пунктуационное правило вы применили? («Обособление определения, выраженного причастным оборотом, который стоит после определяемого слова».)
      Учитель рассказывает интересные истории, связанные с запятой (см. статью Э.В. Пасько «На хрупких плечах запятой...», «Светозар» № 38).
      - Давайте познакомимся еще с одним интересным материалом из «Вестника Олимпиады «Светозар». Это статья С.В. Бобровой «Поговорим о запятых при обособлении» («Светозар» № 13). Вот что пишет автор: «Главное условие обособления – это желание говорящего (автора) увеличить информативную, смысловую емкость предложения. Если автор ставит целью пояснить что-либо, то он как-то иначе, по-другому обозначит поясняемый член, а при желании уточнить что-либо в предложении он использует слова, которые конкретизируют описываемое понятие. Для пояснения и уточнения чаще всего используются определения и обстоятельства». (Слайд № 6)
      - Итак, мы с вами вспомнили обособленные второстепенные члены предложения. Давайте повторим пройденные правила. При ответе используйте памятку. (Слайд № 7)
      (Ученики рассказывают об обособлении дополнения, обстоятельства и определения.)

      Повторение согласованных и несогласованных определений.
      - Перед вами две картинки: на одной из них нарисовано яблоко, на другой – мужчина. Дайте определения этим предметам.
      (Яблоко – красное, маленькое, спелое. Мужчина – с усами, в рубашке, в клетчатых брюках.)
      4. - Еще одна картина. На ней изображена книга А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Назовите определение. («Евгений Онегин».)
      - Какое это определение? (Это приложение.)
      - На какие значения указывают приложения? (На различные качества, национальность, возраст, профессию, степень родства.)
      5. Звучит песня из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании».
      - Итак, вернемся к цели нашего урока. Как вы уже догадались, она состоит в том, чтобы научиться находить в предложении приложения, обособлять их в соответствии с правилами. (Слайд № 2)
      - А теперь вам предстоит самостоятельно раскрыть секрет обособления приложений. Запомните! «На хрупких плечах запятой держится порядок в доме, именуемом предложением». Это слова Э.В. Пасько из ее очерка, посвященного запятой («Светозар» № 38).
      6. «Открытие» знаний. Групповая работа.
      Группы работают с предложениями. Затем пишут маркерами на плакате «секреты», т.е. сформулированные правила.
      Материал для наблюдений.
Предложения для первой группы
Предложения для второй группы
1) Говорила больше мать, дама с седыми волосами. (Тургенев)
2) Скоро в отряде появился свой врач, известный в нашем городе хирург.
3) Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам (Крылов)
4) Она, мать этих двоих детей, понимала любовь так, как понимают ее многие женщины. (Пильняк)
5) Сергей Иванович, глава семьи, был хороший столяр. (Солоухин)
6) Феодосья, свекровь Аленки, сидела за столом (Бунин)
1) А братья Ани, Петя и Андрюша, гимназисты, дергали его сзади за фрак и шептали сконфуженно... (Чехов)
2) Старший брат, Аманжол, учится в институте.

3) Илюше иногда, как резвому мальчику, хочется броситься и переделать всё самому. (Гончаров)
4) Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу. (Тургенев)
5) Маленький чернявый лейтенант, по фамилии Жук, привел батальон к задним дворам той улицы. (Симонов)
6) Так было и при Абулхаире, когда город защитил простой батыр Орак, по прозвищу Одноглазый.

     После этого каждая группа выступает с плакатом и раскрывает свои «секреты», т.е. знакомит других учеников с правилами обособления приложения.
     Учитель показывает слайды с пятью пунктуационными правилами. Ученики сравнивают свои правила с правилами, данными учителем на слайде. (Слайды № 8, 9, 10, 11, 12)
     7. Учитель знакомит учащихся с примечанием к правилу. Ученики обращают внимание на значение союза «как», который не выделятся запятыми, если имеет значение «в качестве». (Слайд № 13)
     8. - А теперь вернемся к теме урока. Что же обозначает сложносокращенное слово «ПППП»?
      («ПППП – пять пунктуационных правил о приложениях». Слайд № 14.)
     - Итак, мы узнали о том, когда обособляются приложения.

     Релаксация: Представьте себе, что Вы находитесь в Древней Греции. Перед вами роскошная природа: высокие горы, внизу – река забвения, которая называется Лета. А рядом находится источник Мнемозины – богини памяти. Из какого водного ресурса вы хотите выпить воды? (М.А. Павлова «Память – источник бессмертия», «Светозар» № 32).
     Психологически настриваю учеников: те, которые выпили воды из реки забвения, забывают всё плохое, а другие, выпившие из источника памяти, запоминают всё хорошее.

     9. Выполнение тренировочных упражнений.
     - Поработаем с учебником «Русская речь» под ред. Г. Бадамбаевой, М. Тюлебаевой, Б. Исмагуловой.
     Выполните упражнение № 1 на странице 223; найдите обособленные приложения и объясните расстановку знаков препинания при них. (Слайд №15)
     1. Когда я упал, первой ко мне прибежала старшая сестра, Убианна. (Б.М.) 2. Даже старший сын, мой отец Момыш, перед бабушкой был ребенком. (Б. М.) 3. Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом. (П.) 4. Мой брат Петя, учитель, чудесно поёт. (Ч.) 5. Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться. (Т). 6.Вскоре, когда повернули от «Голубого моря», Балхаша, на запад, к Сейхундарье, твёрдая почва сменилась барханами. (И.Е.)

     10. Работа с текстом (в парах).
     Ученики читают текст по учебнику (упр. 2, с. 224), отвечают на вопросы. Затем закрывают учебники.
     На интерактивной доске написан текст с пропущенными словами и словосочетаниями. Ученикам нужно восстановить текст по памяти, вписать пропущенные части предложений. (Слайд № 17)
Абай
     Принадлежа народу, лишённому широких культурных связей с другими, Абай ________________. ______________________ сумел приобщиться к классической поэзии Востока, а затем и к русской культуре. Это сыграло решающую роль в становлении Абая ______________________. Он открыл казахскому народу произведения ________________________________________________________. Популярный общественный деятель ________________ ___________ Абай был горячо любим честными тружениками. _____________________________ Абай в своих сочинениях воспевал трудолюбие, честность, мужество простых людей. Горячо призывал он народ ______________________________ за лучшее будущее. Абай ___________________________открыто высмеивал угнетателей народа, защищал интересы бедноты. Он надеялся увидеть народ __________________________________.

(По М. Ауэзову)


      11. Слушание текста. Работа с учебником.
      Используя технологию мультимедиа, даю возможность учащимся послушать «Письмо Татьяны», переведённое Абаем на казахский язык. Ученики сами должны догадаться, какую запись они прослушали. После этого учащиеся выполняют упр. 3 на с. 225, в котором нужно расставить недостающие знаки препинания и вставить пропущенные буквы. (Слайды № 16, 18)

      Земл…ки …кружили Абая пр…красного …ратора и вн…мательно слушали. Он сторо…ик просв…щения говорил о пользе знаний, о ру…кой кул…туре. Потом читал «Письмо Татьяны». Имя А.С.Пушкина автора этого ст…хотворения было уже зн…комо слушающим. В д…лёкой казахской степи были п…нятны чу…ства девушк… , в…спетые кла…иком русской литературы А.С. Пушкин…м. в этом з…слуга Абая талан…ливого перево…чика.

      12. Творческая работа. Напишите письмо другу или подруге, используя обособленные приложения (5 мин).
      (Чтение писем в группах, а затем перед всем классом, но только по желанию.)
      13. Обобщение.
      Чтение рассказа А. Каневского «О пользе знаков препинания».
      Задание: прочитать текст и высказать свое мнение. (Слайд № 19)
      14. Рефлексия.
      Привожу высказывания детей в конце урока.
      Мольдир: Ура! Сегодня на уроке все идеи хороши!
      Нурислам: Загадочная буква «П». Она окружала нас везде: «ПППП» – это пять пунктуационных правил о приложениях. А еще: П – памятка, П – примечание; П – подсказка.
      Айгерим: Творческая мастерская нас сплотила ещё сильнее.
      Гульбакша: Эврика! Все правила русского языка засекретить под алфавит! Так каждая буква, от «А» до «Я», откроет тайны русского языка, как сегодня буква «П» помогла нам научиться правильно обособлять приложения. А на следующем уроке буква «К» раскроет секреты союза «как».
      IV. Домашнее задание: найти в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» предложения с обособленными приложениями, выписать их.

Использованная литература:
      Вестник Олимпиады «Светозар» №№ 13, 32, 38.

      PS. Во внеурочное время мы посмотрели презентацию «Светозар» в Казалинске». В ней представлены фотографии мероприятий, проведенных в нашем городе с 2009 по 2014 год с использованием материалов из различных номеров «Вестника Олимпиады». «Светозар» рекомендуют читать не только учителя, но и родители, а также методисты детских садов. Они предлагают посвятить страничку журнала самым маленьким. Также наши ученики готовы поделиться идеей создания талисмана Олимпиады «Светозар».

Презентация к уроку

Вернутся к разделу "Письма Светозару"



© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга