Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


13 ноября 2014


Аубакирова Манат Камельевна, учитель русского языка и литературы средней школы № 35, г. Павлодар, Казахстан

Тема: «Имя числительное»
Обобщающий урок в 7-м классе
      Цели урока:
      • систематизировать и обобщить знания о числительном;
      • закрепить практические навыки правильного употребления числительных в речи, умения находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные;
      • развивать языковую наблюдательность, речевую культуру;
      • воспитывать интерес к предмету.
      Тип урока: обобщение и систематизация знаний по изученному учебному материалу.
      Вид урока: урок-путешествие.
      Форма организации: групповая
      Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
      Оборудование к уроку: учебник, карточки, интерактивная доска, оценочные листы.
Ход урока
      I. Организационный момент.
      Психологический настрой на урок.
      II. Вступительное слово учителя.
      Ребята, нашу жизнь делают интереснее не только слова, но и числа. Они есть повсюду. Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну числительных. Мы с вами не просто путешественники, а путешественники – лингвисты. За нашим путешествием наблюдают гости.
      III. Целеполагание.
      В любое путешествие отправляются с определенной целью. И у нас есть цель. Давайте вместе определим наши цели. (Правильно писать числительные, правильно употреблять их в речи.)
      У вас на столах оценочные листы. Запишите свою цель на этих листах. Цели определены, значит, вы готовы. Представьте, что вы попали в волшебный поезд. Вместо билетов вы получаете карточки.
      IV. Работа по карточкам
      На карточках начало предложений, вам предстоит дописать их и прочитать.
      I группа
      1.Имя числительное – это часть речи, которая обозначает…
      2.Имена числительные по значению бывают…
      3.К количественным числительным относятся…
      II группа
      1.С Ь на конце пишутся числительные…
      2.По строению числительные могут быть…
      3.С удвоенной согласной пишутся числительные…
      III группа
      1.В составных порядковых числительных склоняется…
      2.Собирательные числительные не употребляются…
      3.Две падежные формы имеют числительные…
      V. Лингвистический поиск.      
(Использованы материалы из «Учебника Светозара»
)
      Мы подъезжаем к станции «Особая». Какие числительные вы видите?
      (Сорок, девяносто, сто)
      Почему мы можем их назвать особыми?
      (При склонении они имеют две падежные формы)
      На интерактивной доске записаны предложения:
      1 группа
      Матвей Шульга был мужчина лет сорока с сильными круглыми плечами… (А. Фадеев, «Молодая гвардия»)
      Таким образом, земледельцы, находившиеся у него в вассальной зависимости, числом около сорока… (А. Дюма, «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»)
      2 группа
      Только что вы отворили дверь, вид и запах сорока и пятидесяти ампутационных и самых тяжело раненных больных, одних на койках, большей частью на полу, вдруг поражает вас. (Л. Толстой, «Севастопольские рассказы»)
      3 группа
      Слон каждый день выпивает до девяноста литров воды. (А. Дмитриев)
      Из птиц дольше всех живут гуси, почти до сорока лет. (В. Песков)
      Задание. Вы записываете предложения, называете числительное, определяете его падежную форму.
      VI. Знакомство с историей происхождения числительных.
      (Использованы материалы статьи О.С. Маевской «Эти непростые простые числительные»)
      Ребята, мы на станции «Этимологическая». Здесь узнаем о происхождении числительных сорок, девяносто, полтора. Каждая группа прочитает свою историю. Слушаем внимательно.
      1 группа
      Учёные выдвигают различные версии происхождения этого слова. Самой распространённой является версия происхождения числительного сорок на базе древнерусского сорокъ – «мешок», «ткань, в которую заворачивались шкурки животных» (от этого же корня происходит слово сорочка): один сорок – мешок с четырьмя десятками шкурок, которые шли на пошив шубы. Впоследствии название сорок вытеснило более древнее четыре десяте.
      2 группа
      По мнению одних учёных, наши предки называли число 90 словом «десяносто» , то есть «десять до ста». По мнению других, числительное девяносто произошло из словосочетания девять до ста. Числительные сорок и девяносто (а также сто) даже склоняются иначе, чем другие числительные, означающие круглые десятки. Во всех падежах, кроме именительного и винительного, они имеют одну и ту же форму – сорок-а, девяност-а, ст-а. Поэтому говорить «сороках, стах, девяностами» недопустимо.
      3 группа
      Числительное же полтора, образованное из сочетания полъ вътора (то есть «один и половина второго»), тоже имеет две формы, но в именительном и винительном падежах оно различается ещё и по родам: полторА, если сочетается с существительными мужского или среднего рода ( полтора апельсина, яблока), и полторЫ, если женского рода ( полторы груши). В остальных падежах будет только полУторА: нет полутора апельсинов, яблок, груш. И что там ещё можно съесть в таком количестве...
      VII. Работа с учебником [1] .
      (Упр 557, с. 246.)
      Вот станция «Письменная», на которой все должны записать несколько предложений с числительными и определить их разряд.
      VIII. Выразительное чтение стихотворений с числительными.
      Станция «Литературная»
      Вы немного устали, предлагаю отдохнуть. Послушайте стихотворения Сергея Михалкова «Тридцать шесть и пять», «Котята», «Школа».
      (Читают наизусть заранее подготовленные учащиеся.)
      IX.Чтение математических примеров.
      Мы на станции «Математическая». Надо правильно прочитать примеры на доске.
1 группа 2 группа 3 группа
К 957+30 К 2/7+3/5 от 368–40
от 472¬257 От 739–65 К 5/8+ 1/2

      X. Решение лингвистических задач.
      Станция «Олимпиадная». На этой станции мы будем решать лингвистические задачи Международной олимпиады «Светозар».
      1 группа
      1. Найдите четвёртое «лишнее»:
      а) сорок, б) сороконожка, в) сороковой, г) сорочка.
      2. Переписывая условие одной из задач, второклассник написал следующее:
«Чтобы найти пирацкий клад, надо пройти от старого дуба двенадцать шагов на север, потом пять шагов – на юг, потом ещё четыри шага – на север и ещё одинадцать шагов – на юг. Узнай, где зарыт пирацкий клад».
      Какое слово написано правильно?
      а) пирацкий, б) двенадцать, в) четыри, г) одинадцать.
      2 группа
      1. В каком словосочетании допущена ошибка?
а) пять пар чулок, б) десять солдатов, в) семь яблок, г) три пары туфель.
      2. «Из двух зоопарков, находящихся друг от друга на расстоянии 240 км, сбежали мама слониха и её сын-слонёнок. Слониха бежит со скоростью 20 км/ч, а слонёнок – вдвое медленнее. Через сколько часов они обнимутся, если побегут навстречу друг другу?»
      Найдите вариант, в котором морфологические признаки слова указаны правильно.
      а) двух – порядковое числительное, стоит в Р.п.;
      б) двести сорок– сложное количественное числительное;
      в) вдвое– наречие, отвечает на вопрос (во сколько раз?), наречие меры и степени;
      г) сколько– количественное числительное, стоит в В.п.
     3 группа
      1. Определите, какое слово надо исключить.
      а) первый, б) другой, в) второй, г) сотый.
      2. «Из каждых 2575 двоечников один становится директором школы. Из скольких двоечников получится 14 директоров школ?»
      В какой строчке числительное 2575 записано правильно?
      а) две тысячи пятьсот семьдесят пяти;
      б) двух тыщ пятьсот семидесяти пяти;
      в) двух тысяч пятисот семидесяти пяти;
      г) две тысячи пятисот семьдесят пяти.

      XI. Подведение итогов.
      Завершается наше увлекательное путешествие в Страну чисел. Вы проделали большую работу во время путешествия. Теперь вы сможете правильно употреблять имена числительные в своей речи. Думаю, что вы достигли поставленной цели. Давайте подведём итоги нашей работы.
      XII. Самооценка.
      Заполните свои оценочные листы и выставьте себе оценку. Сдайте листы.
      XIII. Домашнее задание.
      Повторить правила правописания и употребления числительных, выполнить упражнения 558, 559.



1. См.: Жанпеисова У.А. Русская речь: Учебник для 7 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. – Алматы: «Атамура», 2012.



Вернутся к разделу "Письма Светозару"



© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга