Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Литературная карта России

В мае 2014 года в Москве после реставрации открылся один из самых из­вестных музеев М.Ю. Лермонтова. Но если вы хотите окунуться в мир дет­ства и отрочества великого русского поэта, в атмосферу старой лермон­товской Москвы, не обязательно приезжать в столицу. Постоянный автор нашего журнала Марина Анатольевна Павлова предлагает вам совершить заочное литературное путешествие по арбатскому дому-музею Лермонтова.

Дом-музей М.Ю.Лермонтова на Малой Молчановке в Москве

«Кто никогда не бывал на вершине Ивана Ве­ликого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в ко­нец, кто ни разу не любовался этою величествен­ной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновен­ный большой город, каких тысяча; Москва не без­молвная громада камней холодных… нет! У неё есть своя душа, своя жизнь» – так отзывался о своем родном городе поэт М.Ю. Лермонтов в сочинении «Панорама Москвы», написанном им в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юн­керов в 1834 году. В это время Лермонтов жил уже в Петербурге, но о Москве вспоминал с неизмен­ной любовью, скучал по ней, часто возвращался, когда военная служба позволяла.

А что такое панорама? Как вы себе это пред­ставляете? Само слово пришло к нам из греческого: pan – «всё» и horama – «зрелище». Если встать на одном месте и оглядеться вокруг, увиденное нами и будет панорамой. Попробуйте! Чем выше точка обзора (вершина холма, горы, высокая баш­ня), тем чудеснее будет зрелище, открывающееся нашему взору. Воображаемая панорама Москвы описана поэтом с вершины самого высокого тогда здания древней столицы – с колокольни Ивана Ве­ликого в Кремле.

Но не только величественный вид всей Мо­сквы привлекал Лермонтова. Особое чувство он испытывал к местам, где прошли его отрочество и юность. Только вслушайтесь в уютные названия старинных московских улочек и переулков: Ска­тертный переулок, Столовый, Хлебный, Борисо­глебский, улица Поварская, улицы Молчановка, Большая и Малая… Здесь, на Малой Молчановке, в доме № 2, поселился вместе со своей бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой в 1829 году Мишель Лермонтов (Мишелем на французский лад его называли в семье). Мишель был бабушкинвнук – мать его умерла от чахотки, когда мальчику было всего три года, заботу о внуке взяла на себя строгая и волевая Елизавета Алексеевна, полно­стью отстранившая от воспитания отца – Юрия Петровича Лермонтова.

Родившись в 1814 году в Москве, раннее детство Лермонтов провёл в родовом имении Ар­сеньевой Тарханы Пензенской губернии. А ког­да мальчику исполнилось 13 лет, бабушка вновь привезла внука в Москву, чтобы подготовить его в Благородный пансион при Московском уни­верситете. Некоторое время они жили на улице Поварской, куда к мальчику приходили учителя. В одном из своих писем к любимой тётушке маль­чик сообщает: «Я думаю, вам приятно будет узнать, что я в русской грамматике учу синтаксис и что мне дают сочинять … в географии я учу математиче­скую: по небесному глобусу градусы планет, ход их и пр., прежнее учение истории мне очень помогло!» Будущий поэт также увлечённо читал Шекспира, Гёте, Шиллера, Державина, Жуковского, Пушки­на. 1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен в старшее отделение – четвёртый класс – москов­ского университетского Благородного пансиона, который наряду с Царскосельским лицеем считал­ся одним из лучших в России. А в следующем году семья переедет с Поварской на Молчановку.


Дом-особняк № 2 по улице Малая Молчанов­ка – единственный сохранившийся дом в Москве, где жил Лермонтов. При Лермонтове он имел вид типичного для той эпохи особнячка в девять окон по главному фасаду. Комната Лермонтова распола­галась в мезонине, три окна которого выходили на улицу. Мезонин – полуэтаж, надстройка над невы­соким деревянным домом. Потолки были низкие, две изразцовые печи дышали теплом, обстановка была простая: деревянная кровать, диван, боль­шой книжный шкаф и письменный стол под окном. На столе всегда стоял глобус, книжный шкаф был забит книгами, новинками современной русской и зарубежной литературы (Лермонтов владел фран­цузским, немецким и английским языками и читал новинки в оригинале). В прошлом веке этот дом стал музеем М.Ю. Лермонтова. Сейчас на бюро в кабинете стоят свечи и лежат самодельные тетради и гусиное перо, в шкафах книги, бывшие в домаш­ней лермонтовской библиотеке, «снабжённой всем современным», – в книжных лавках он подбирал лучшие издания той поры: Вальтера Скотта, Гёте, Фонвизина, Державина, Карамзина, Жуковского, Пушкина. Над письменным столом висит гравюра с видом колокольни Ивана Великого. Интересно, что один из знаменитых тогда литературных крити­ков скажет о поэте: «Как верно он смотрит на ис­кусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!»

На первом этаже дома-музея находятся боль­шая и малая гостиные, комната бабушки Елизаветы Алексеевны. Сама Елизавета Алексеевна про­исходила из знатного рода Столыпиных, известного в России с XVI века. Из братьев и сестёр бабушки Мишель больше всего был привязан к дядюшке Афанасию Алексеевичу, боевому офицеру, герою Отечественной войны 1812 года, который поразил мальчика своими красочными рассказами о Боро­динском сражении. В доме на Молчановке Лер­монтов напишет стихотворение «Поле Бородина», отдельные строки из которого перейдут потом взнаменитое стихотворение «Бородино». В память о дядюшке в комнате – акварель с интерьером его дома в Саратове.


В большой гостиной танцевали, пели, сам Лермонтов играл на рояле, скрипке, брал уроки игры на гитаре, пробовал сочинять музыку. Вни­мание посетителя привлекает «Книга судеб», ко­торая была сделана Лермонтовым для новогоднего маскарада 1832 года в Благородном собрании. Он явился на маскарад в костюме астролога с огром­ной «Книгой судеб» под мышкой. Раскрывал кни­гу и с важным видом предсказывал гостям судьбу, а предсказания представляли собой стихотворные мадригалы и эпиграммы.

В малой гостиной находится портрет Варвары Лопухиной, чувство к которой поэт пронёс через всю жизнь, а с её братом Алексеем Лопухиным и старшей сестрой Марией долгие годы вёл друже­скую переписку. Акварель, написанная Лермонто­вым (как известно, он прекрасно рисовал), изобра­жает Вареньку в испанском костюме. Семейство Лопухиных жило по соседству, в настоящей старин­ной барской усадьбе с прекрасным садом на углу Большой Молчановки и Серебряного переулка.

Об отношении Лермонтова к родному горо­ду можно судить по его собственному признанию: «Москва – моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там же много страдал и там же был слишком счастлив».

Дом, в котором ныне находится музей М.Ю. Лермонтова, прячется среди тихих улочек. Здесь и сегодня жизнь кажется спокойной и раз­меренной. А рядом по Садовому кольцу и Ново­му Арбату нескончаемым потоком мчатся авто­мобили, по тротуарам быстро движется пёстрая лента толпы. Но стоит только свернуть со ско­ростных столичных магистралей в уютный переулок, и перед вами откроется картина старой лермонтовской Москвы.

Другие статьи раздела "Литературная карта России"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга