Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Учение с увлечением

На очередном занимательном уроке аспирантка Государственного инсти­тута русского языка им. А.С. Пушкина Юлия Викторовна Низкодуб объясня­ет, как использовать силу слов, которые летят на крыльях музыки…

И песни бывают учебными

Больше всего я люблю современные песни и танцы. Однако иногда старые музыкальные фильмы неожиданно доставляют удовольствие и навевают свежие мысли.

Вот совсем недавно впервые посмотрела советскую кинокомедию «Весёлые ребята». Думаю, что история простого пастуха Кости, ко­торый всегда с улыбкой преодолевал многочис­ленные трудности и стал успешным артистом, интересна и современному зрителю. А одна из песен этого старого фильма подарила мне но­вую и неожиданную идею. Догадайтесь, какую? (https://www.youtube.com/watch?v=FWz- 7rHy6wE)

Если не получилось, вчитайтесь в следую­щий фрагмент:

Нам песня жить и любить помогает,

Она, как друг, и зовёт, и ведёт,

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадёт.

Если песня так могущественна, что помога­ет и строить, и жить, и любить, то, может быть, она поможет нам и учиться: легко, весело, ре­зультативно. Именно эта светлая мысль появи­лась у меня, когда я смотрела «Весёлых ребят». Действительно, ведь любое стихотворение, благодаря ритму и рифме, запоминается намно­го быстрее и прочнее, чем проза. Подробнее мы это уже объясняли (http://www.svetozar.ru/ index/id/79507/index.html).

А в хорошей песне ещё и музыка облегчает работу памяти. Вот почему преподаватели, ра­ботающие с иностранцами, стараются приспо­собить, например, азбуку к простым и популяр­ным музыкальным произведениям.

И первое задание сегодняшнего урока бу­дет связано именно с этим. Сначала вспомните весь русский алфавит самостоятельно. Отдель­но произнесите все гласные. Потом посмо­трите два первых видеоролика (https://www. youtube.com/watch?v=g8hu8NsygJk&list=PL C0C7F0331753AF0E). Включите их повторно и подпевайте. Затем ещё раз сами расскажите аз­буку и перечислите все гласные. Какая попытка получилась лучше?

Возможно, вы твёрдо знаете алфавит, и никакая музыкальная помощь вам не нужна. В этом случае видеоролики пригодятся вашему младшему брату или сестре, а может быть, род­ным одноклассников.

Почему песня запоминается легче и проч­нее, чем правило из учебника? Во-первых, ког­да мы слушаем или поём приятную песню, у нашей памяти появляются два надёжных друга: музыка и рифма. А во-вторых, в песне обычно рассказывается о вещах, намного более важных и увлекательных, чем математика или грамма­тика. Понимаю, что лингвисты и программисты с этим никогда не согласятся, но большинство людей захочет слушать песню, а не научный до­клад. К тому же её можно и с удовольствием на­певать, а представьте-ка человека, который на­певает правило из учебника!

Как же она поможет вам лучше овладеть языком? Дело в том, что текст любой песни соз­даётся по правилам русской грамматики. Боль­ше того, поэт незатёртыми, образными словами изображает общение в разных ситуациях. По­этому для внимательного человека песня – это ещё источник пополнения словарного запаса и коммуникативного опыта: она помогает понять, какие фразы, когда и где уместны либо вредны.


Правда, иногда авторы и исполнители начи­нают, прямо как Карлсон, «шалить, то есть ба­ловаться» – и отступают от речевых норм. Их произведения могут позабавить нас, но помочь овладеть языком – никогда! Так что при выборе учебных песен будем внимательны, чтобы не от­равиться чужой ошибкой.

Добиться от песни максимального учебного результата поможет следующий план.


Применим этот план к романтической песне «Старый клён» (стихи Михаила Матусовского). Сначала попробуйте самостоятельно: https:// www.youtube.com/watch?v=KCPKKHa5UNo

А теперь сравните свой анализ с моим:

1. Лексика песни простая и ясная. На вся­кий случай уточним, что переулок – это улочка (небольшая улица), которая соединяет две дру­гие; небосвод – небесный свод (обозначение всего неба в книжном стиле); гармонь (гар­моника, гармошка) – русский народный му­зыкальный инструмент, похожий на маленький баян. Романтическое настроение проявляется в том, что автор представляет неживое чело­вечным, одушевлённым: клён приглашает на прогулку, снегопад прошёл, весна вернулась, гармонь поёт.

2. Песня написана от имени влюблённого юноши, который обращается к девушке, чтобы рассказать о своих чувствах к ней. Она пока ни­чего не отвечает. Наверное, девушке приятно, что он нашёл для неё такие красивые слова: её молчание – приглашение к продолжению…

3. Это самый субъективный, личный пункт плана, ведь у каждого из нас свой коммуника­тивный опыт, да и традиции общения в разных странах не всегда совпадают. По-моему, самая интересная фраза – мне так светло. Её мож­но использовать для обозначения радостного, солнечного настроения.

4. Чаще других используется вопросно-от­ветная пара наречий отчего – оттого. Они синонимичны дуэту почему – потому что. Сравним: Отчего мне так светло? – От­того что ты идёшь по переулку. / Почему мне так светло? – Потому что ты идёшь по переулку. Их не надо путать с похожими со­четаниями предлога и местоимений: от чего умерла собака – (идти) от того берега к этому.

Домашнее задание. Проанализируйте по этому плану песню на стихи Ольги Алексан­дровой «Говорим на русском языке»: https:// www.youtube.com/watch?v=1hPEwRAuOCM

Автор музыки Григорий Гладков впервые ис­полнил её на торжественном открытии Третьего очного тура Олимпиады, в Москве, 5 января 2005 года.

Другие статьи раздела "Учение с увлечением"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга