Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Культура речи и риторика

Целый букет разновидностей общения рассматривает с разных сто­рон кандидат педагогических наук Валерий Иванович Ковалёв (г. Луганск, Украина). А главное, оказывается, – это не упускать из виду суть…

Каким бывает общение?

Правильных ответов на вопрос, заданный в заголовке, больше, чем месяцев в году. Всё зависит от того, с какой стороны, по какому при­знаку мы рассматриваем коммуникацию.

Если для нас главное – результат, то обще­ние может быть успешным, частично успешным и неудачным. Для последнего случая учёные даже придумали специальный термин: коммуникативная неудача – и настойчиво ищут причины и средства профилактики.

Если рассматривать средства общения, то его можно разделить на вербальное (словес­ное) и невербальное (жесты, мимика и даже «язык внешнего вида»).

По формальным признакам общение быва­ет устным, письменным, печатным и виртуальным (в сети Интернет).

Разница в социальном положении и степени близости коммуникантов (собеседников) даёт основания выделить официальное, неформаль­ное и дружеское общение.

По количеству участников коммуникация бывает внутренней (разговор с самим собою), личной (только ты и я), групповой (внутри не­большого постоянного коллектива, команды), публичной (в присутствии посторонних людей) и массовой (конференция, брифинг, спектакль, ток-шоу).

Если надо учесть ситуацию общения, ис­пользование дополнительных средств, выделя­ют непосредственное (контактное) и опосредо­ванное (дистантное) общение. В первом случае коммуниканты находятся рядом, во втором их разделяет расстояние, и для общения нужен посредник, технический помощник: телефон, ком­пьютер, телевизионная камера…

Однако перечисленные разновидности об­щения уже описаны в учебниках по риторике. А в этой статье мы более подробно рассмотрим один из самых малозаметных и в то же вре­мя важнейших признаков. Он – как сахар или соль, растворённые в воде: увидеть со стороны трудно, а весь вкус меняется значительно. Речь пойдёт о внутренней сути коммуникации.

Мы уже изложили принцип кооперации, внутреннюю суть которого можно кратко вы­разить так: речь – инструмент для организации взаимовыгодного сотрудничества с другими людьми (см. статью «Орфография общения», Вестник Олимпиады № 41). Прекрасный принцип и прекрасные результа­ты! На свою беду, не все и не всегда руковод­ствуются им. А для того, чтобы коммуникация была успешной, необходимо чётко понимать внутреннюю суть (корень, скрытую пружину, движущую силу) речевых действий – и своих, и собеседника.

Вспомним мультфильм «Рыжий, рыжий, коно­патый!» (https://www.youtube.com/watch?v= VFlIO5FBxRc). Кто из его персонажей придер­живается принципа кооперации?

Наверное, только Солнце. А в чём внутрен­няя суть действий остальных персонажей?

Они выражают свою агрессию. Это латин­ское слово буквально переводится как «нападе­ние» и обозначает не только войну. Агрессив­ное, конфликтное общение – это проявление враждебного, презрительного отношения к со­беседнику; стремление навязать ему свою волю, не учитывая его интересы. В результате после «словесной перестрелки» персонажи пустили в ход и другое доступное им оружие. К несчастью, такое случается и в реальной жизни.

На мультипликационном языке кооператив­ное общение – это Крокодил Гена, Чебурашка и их новые знакомые, так объединившие свои усилия на строительстве «Домика друзей», что каждый получил то, чего хотел. А потуги старухи Шапокляк помешать этому строительству похо­жи на любую агрессию, в том числе и речевую: она добивается своего, разрушая и портя чужую работу, идею, настроение. «Мой успех за счёт вашего несчастья» – вот её девиз.


На первый взгляд такой же является вну­тренняя суть действий лисы Алисы и кота Базилио по отношению к Буратино. В самом деле, они всё время пытаются выманить у него пять золотых монет. Значит, они хотят добиться сво­его успеха за счёт несчастья простодушного мальчика? Да, но…

Но разве они бьют его словами? Наобо­рот, постоянно гладят: он и богатенький, и умненький. Понятно, что всё это неискренне. О такой лести пословица предупреждает: «На языке – мёд, а на сердце – лёд». Получается агрессия в маске кооперации, кулак в мягкой перчатке. Подобное общение называется мани­пулятивным.

Латинский корень man («рука») использо­вался для создания многих слов с разными значениями. Например, раньше манипуляторами называли фокусников из бродячего цирка, кото­рые без всякой хитроумной аппаратуры, с помо­щью только ловких рук – показывали зрителям то, чего нет, и скрывали то, что есть. То есть они обманывали наших прабабушек и прадедушек, но не для вреда, а для общего развлечения и удовольствия. Отрицательное значение у этого слова появилось в 1967 году после публикации книги американского психолога Эверетта Шострома «Человек-манипулятор». В ней были проанализированы и разоблачены многие при­ёмы современных наследников лисы Алисы и кота Базилио.

Итак, по своей внутренней сути общение бывает кооперативным, агрессивным (конфликтным) и манипулятивным. Кооперативная коммуникация основана на доверии и взаимо­помощи. Здесь слова являются сотрудниками и помощниками в общем деле. Агрессивная ком­муникация предполагает отсутствие уважения к собеседнику. Здесь слова заставляют и обижа­ют, они похожи на толчки, удары, плевки, по­щёчины и даже выстрелы. Манипулятивное об­щение строится на притворстве, обмане, лести, лицемерии, предательстве, фальши, двуличии. Здесь слова – как волки в овечьей шкуре или актёры в пьесе с плохим концом.

И любое важное общение следует начинать с выяснения его внутренней сути. Иначе можно, как Буратино, многое потерять из-за собствен­ных ошибок. Правда, это как раз тот случай, когда советовать намного легче, чем сделать. Ведь только в сказке можно катнуть наливное яблочко по расписной тарелочке – и сразу всё про всех узнать. В жизни подобную чудесную тарелочку нельзя купить ни за какие деньги, но можно найти при помощи ежедневных на­стойчивых упражнений. И будут написаны на ней два волшебных слова: «коммуникативный опыт». А комплекс этих упражнений изложен в моей статье «Разбираем и собираем… общение» (см.: Вестник Олимпиады № 42).

Предлагаю начать поиск коммуникативно­го опыта прямо сейчас. Для этого разберите по схеме коммуникативного анализа следующие две знакомые вам с детства ситуации (см. конкурс «Я – спасатель!» на с. 14).

Другие статьи раздела "Культура речи и риторика"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга