Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Писатели детства

Один из приятелей писателя и художника Юрия Иосифовича Коваля (1938–1995) назвал его человеком-праздником. Но это жизнерадостное определение, хорошее по сути, всё же нельзя назвать точным, считает автор рубрики «Писатели детства» Сергей Фёдорович Дмитренко. Коваль умел не только праздновать. За свою не очень длинную жизнь он успел сделать очень много.

Труды и праздники Юрия Коваля

Весёлые учителя

Лет пятьдесят–шестьдесят назад в одном из московских институтов, педагогическом, само собой возникло поветрие, переросшее в стиль тамошнего учения, – десятки студентов стали писать стихи и песни. Теперь имена самых талантливых из них известны всей стране – это Юлий Ким («Бумбараш» и десятки песен к другим фильмам), Юрий Ряшенцев (помните песенку мушкетёров«Пора-пора-порадуемся…«?), Вероника Долина, Юрий Визбор… Знаменитый театральный режиссёр Пётр Фоменко тоже оттуда. В этом«поющем институте», как его стали называть, на факультете русского языка и литературы учился и Юрий Коваль. Стихи писал с детства, а в студенчестве почувствовал: это увлечение серьёзнее, чем просто игра в складывание слов.

Но всё же в русскую литературу Коваль вошёл не как поэт. Да, стихи писал всю жизнь, многие исполнял под гитару, выпустил несколько книжек стихов для детей, но этого ему оказалось мало.

В институте Коваль увлёкся рисованием – первые же его работы привлекли внимание профессиональных художников, и через несколько лет этот выпускник пединститута уже и сам не мог определить точно, кто же он всё-таки – писатель, живописец, скульптор, артист (он и в кино успел сняться).

Помогало доверие к судьбе – она вела Коваля. После института его отправили учителем в татарское село… А здесь пришлось преподавать не только русский язык, литературу, но и пение, рисование, даже географию. И путешествия Коваль тоже любил – вплоть до последних своих дней оставался странником, не любившим засиживаться в столичной квартире.

Что может собака

В свои  едагогические годы Коваль продолжал писать – в том числе рассказы для взрослых. Попробовал себя и в журналистике… К ней он тоже отнёсся по-своему. То есть и здесь остался художником, преображающим всё, что видит, с чем соприкасается.

В детском журнале«Мурзилка» попросили Коваля написать о советских пограничниках, отправили его в командировку на пограничную заставу. А он привёз оттуда не очерк, не  тихотворение, а большой рассказ – о пограничнике Кошкине и его псе, которому Кошкин дал имя Алый. Этот рассказ понравился не только редактору журнала – детям понравился и даже детским писателям. А надо сказать, что одни детские писатели редко хвалят других детских писателей.

Что же такого сделал Коваль, что этот рассказ не только много раз переиздавали, но и сняли по нему художественный фильм«Пограничный пёс  Алый»?!

То же, что и всегда делал с тем, что попадалось ему на глаза, – посмотрел на увиденное по-своему.

Сюжет рассказа совершенно не нов: в нашей литературе ХХ века, в том числе детской, существуют десятки историй про то, как пограничники с помощью собак задерживают нарушителей границ – шпионов и прочих нехороших людей. Истории эти правдивы – граница-то у нас большая, многие тысячи километров, но как-то однообразны.

Поэтому Коваль решил рассказать не о событии, а о его главных участниках – пограничнике и собаке. И получилось! Причём характер Алого не менее живой и сложный, чем характер Кошкина.

 

И детям, и взрослым

Успех чаще всего прибавляет силы. Вот и Юрий Коваль стал после«Алого» писать один  за другим свои замечательные рассказы и повести:«Приключения Васи Куролесова»,«Недопёсок Наполеон III»,«Пять похищенных монахов»,«Полынные сказки». Роман«Суер-Выер». Теперь эти произведения постоянно переиздаются, их читают уже несколько десятилетий, их экранизируют…

Поистине Коваль обладал даром превращать в произведения искусства всё, к чему обращался. Даже собственное, не очень частое имя-отчество Коваль сделал названием дружеского сообщества, создав Клуб Юриев Иосифовичей, в который вошли, кроме основателя, его литературный учитель, писатель Юрий Домбровский, однокашник и поэт Юрий Визбор, а также один московский таксист тоже, понятное дело, бывалый человек и тоже, разумеется, Юрий Иосифович.

И всё же отныне главным делом жизни Юрия Коваля стало, бесспорно, писательство, создание совершенно удивительного мира, который вначале возник в виде книг для детей, но очень быстро превратился в литературу нужную, интересную, важную для всех.

 


Не побоюсь назвать Коваля одним из классиков современной русской прозы, ибо он виртуозно работал в самой сложной, пожалуй, литературной форме, которая при этом может быть названа кратко: семейное чтение.

 


Возьмитесь за прославленные«Приключения Васи Куролесова» – вы не сможете от них оторваться, и вдруг почувствуете, насколько тоньше, точнее эта повесть, написанная в 1971 году, по сравнению с многочисленными современными«ироническими детективами» и им подобной продукцией, заполонившей прилавки.

Но ведь это детективная пародия только по форме (как«Алый» лишь по форме – рассказ про шпионов и пограничников). Вообще-то повесть эта совсем о другом, – может быть, о радости жизни, бытия, несмотря ни на что. Коваль умел сделать таким жизненно остросюжетным любое своё произведение – не только о песце, сбежавшем со зверофермы в поисках свободы, но и об одуванчиках и часах-ходиках, о сирени и сосне, о ястребе и кроликах, о карасях и обыкновенной картошке…

В чём же секрет такой невероятной привлекательности прозы Коваля? Коротко не ответить, но о двух вещах надо сказать прежде всего.

Юрий Коваль писал удивительно чистым, какой-то родниковой чистоты (но не дистиллированности!) русским языком. И при этом ещё он сумел рассказывать обо всём так наглядно и ярко, с такими убедительными подробностями, что ты немедленно становишься свидетелем и участником описываемых событий.

Коваль учил – и продолжает учить – смотреть, видеть, понимать и любить мир, который повседневно окружает нас.

Можно завидовать тем, кто откроет для себя его книги впервые. Но и те, кто возьмётся их перечитывать, обязательно обнаружат, сколько ещё осталось в этих книгах пока непрочувствованного.


Другие статьи раздела "Писатели детства"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга