Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Учение с увлечением

Очередной урок в нашей занимательной школе русского языка. О том, как поэтический ритм и рифма помогают усвоить трудную информацию, рассказывает Юлия Викторовна Низкодуб.

Учебные стихи

Сколько существует человечество – столько и бьётся над проблемой: как запомнить то, что надо, и как надо поступать, чтобы вспомнить, когда надо?

Правда, в наше время многие стараются хранить информацию в компьютере, как деньги в банке. Однако необходимые сведения, как небольшая сумма в кошельке, всегда должны быть с собой. Иначе жизнь станет неудобной.

Представьте: чтобы купить хлеб или поехать на автобусе, приходится всякий раз снимать деньги со счёта!.. Так же обстоит дело и со знаниями: если пишешь, например, деловое письмо и каждую формулировку, каждую запятую проверяешь по компьютеру, то убьёшь много времени и замучаешься. А вдруг отключат Интернет? Для человека, который привык во всём полагаться на продукцию Билла Гейтса и Стива Джобса, это катастрофа! А человек с правильно организованной памятью легко преодолеет такое затруднение. Но как этому научиться?

Древние греки были уверены, что память находится под властью богини Мнемозины. Поэтому система приёмов, которые облегчают запоминание, получила название мнемоника. Она основана на особенностях работы человеческой памяти, которые постепенно открывали учёные. Один из основных её законов можно сформулировать так: легче запомнить огромную систему с простыми и ясными связями между частями, чем отдельные, не связанные между собою предметы. И действительно, удобнее хранить в шкафу цельное платье, чем несколько разных кусочков ткани, которые часто приходится искать.

Такой системой, удобной для запоминания, часто становится небольшое стихотворение. Ведь любой текст – это цельная, осмысленная и законченная система фраз. А в поэтическом тексте ещё и ритм с рифмой помогают памяти. Вот почему учителя и методисты стараются изложить трудные для заучивания сведения в стихотворной форме.

≪Светозар≫ уже рассказывал о рифмованных правилах орфографии (http://www.svetozar.ru/index/id/38754/index.html). Довольно часто простые двустишия способствуют запоминанию верного ударения. Жаль, что назвать их авторов невозможно: талантливые учителя в первую очередь заботятся об учениках и не приватизируют свои открытия и разработки.

1) Долго ели тОрты
Не налезли шОрты!


2) Прыгай к нам через забОр:
Мы подпишем договОр.


3) Люди все провЕренные,
С добрыми намЕрениями.


4) Хватит попусту кричАть
Дело нам пора начАть!


Как видно, во всех случаях главную роль в усвоении играет сходство звучания конечных слов каждой строки: трудное рифмуется с лёгким. В результате получаются пары слов, где одно подсказывает правильное ударение, а второе подстраивается под него: шОрты – тОрты, забОр – договОр, провЕренные – намЕрения, кричАть – начАть.

По-другому строится стихотворный мнемонический текст, цель которого – запомнить грамматическую информацию. Это особенно важно тем, для кого русский язык неродной. Например, многие иностранцы теряются от количества приставок в русских глаголах. Их у нас – целое созвездие! Это прекрасно, потому что даёт богатые возможности – выразить самые разные оттенки смысла. Однако человеку, который не привык к русской речи, это может показаться ужасным, потому что очень трудно запомнить, какую приставку и в каком значении следует употребить.

Поэтому надо в короткий рифмованный текст втиснуть и подсказки (слова, указывающие на семантику приставки), и примеры использования глаголов с такой приставкой в речи. Вот как мы построили мнемоническое стихотворение, посвящённое приставке до-:

Чтоб спокойно и радостно жить,
До конца надо всё доводить:
Досмотреть, дочитать, дописать,
До
варить, доиграть и догнать.


Иногда бывает полезен мнемонический текст,помогающий разграничить сходные по форме, но антонимичные по значению приставки:

Верх или низ? Над или под?
Достаточно это узнать,
Чтоб точное слово без долгих хлопот
Вверху надписать, а внизу подписать.


А следующий наш мнемонический текст интересен не только тем, что в нём удалось отразить два разных значения одной приставки. Если вы внимательно читали предыдущие абзацы, то легко перечислите всю полезную учебную информацию, которую он помогает запомнить. Засомневаетесь – обратите внимание на слова-подсказки.

Приходит время повторять и обновлять:
Пересмотреть, перечитать, переписать.
Приказы и советы хороши:
«Пересмотри, перечитай, перепиши».
Поскольку я без дела не сижу –
Пересмотрю, а может, и перепишу.
Но так не хочется иначе и опять
Пересмотреть, перечитать, переписать!


Усвоив основные особенности учебных стихов, изложенные в этой статье, вы сможете сами составлять рифмованные мнемотексты и легко сохранять в голове трудную информацию. Однако учтите: для того чтобы ритм и рифма стали надёжными помощниками вашей памяти, нужна ещё и тренировка. Не откладывайте её в долгий ящик!

Другие статьи раздела "Учение с увлечением"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга