Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Учение с увлечением

Постоянный учитель нашей заочной школы русского языка Валерий Иванович Ковалёв (г. Луганск, Украина) решил посвятить сегодняшний урок вопросительным предложениям. Думаете, эта тема простая и всем известная? Как бы не так!..

Необычные вопросы

Нельзя ли попросить твою маму приготовить вместо одного торта с восемью свечами восемь тортов с одной свечой?

Именно с таким вопросом обратился к своему другу Малышу накануне его восьмого дня рождения Карлсон, который живёт на крыше. Стоп! А вопрос ли это?

Формально – да, ведь в конце предложения стоит вопросительный знак. Но какова цель этого вопроса?

Когда мы обращаемся к прохожему со словами «Скажите, пожалуйста, который час?» или «Вы не подскажете, как пройти на улицу Гагарина?», наша цель – получить информацию о точном времени либо верном направлении движения. А о чём хочет узнать Карлсон, задавая свой вопрос?

Какова максимальная скорость тортоприготовления у мамы Малыша? Сколько продуктов, необходимых для того, чтобы испечь торт, находится у неё на кухне? Над такими предположениями можно только посмеяться.

Очевидно, прежде чем толковать вопрос Карлсона, надо вспомнить основные качества его личности. То, что он – «лучший в мире укротитель домомучительниц» и «самое симпатичное привидение с мотором», известно на всех континентах. Однако к разбираемому случаю это отношения не имеет. А что ещё мы знаем о нём?

Любитель сладкого, которое он поглощает в сказочных количествах, с неизменной пользой для настроения и полётных способностей. А кроме того, хорошо воспитанный мужчина «в полном расцвете сил». Такой не станет грубо требовать или слёзно клянчить. Не дождётесь! Он тонко намекнёт – и друзья с радостью принесут ему желаемое, да ещё и будут уговаривать принять это в подарок…

Образцом тонкого намёка, или, как говорят языковеды, косвенного побуждения к действию и является фраза, приведённая в начале статьи. Обратите внимание, Карлсон даже не просит – он только спрашивает: нельзя ли попросить? А предложение, оставаясь по интонации вопросительным, начинает выражать скрытое побуждение к нужному действию.

Подобные вопросы называются риторическими. В школе о них говорят очень кратко и не очень ясно: это вопросы, которые не требуют ответа. Но если вопрос не требует ответа, то зачем его задавать? И вот этот, последний вопрос как раз ответа требует.

Секрет таких фраз открыли ещё античные ораторы. Открыли – и превратили в мощное речевое оружие, которое помогает привлекать и удерживать внимание огромной толпы, убеждать, опровергать…

Они заметили, что их главный враг, ослабляющий и рассеивающий внимание слушателей публичной речи, – это монотонность, однообразие интонации. Что же делать? Сокращать тексты выступлений? Однако о важных государственных и судебных делах не скажешь в нескольких словах…

Выход был найден такой: ключевые мысли произносились с вопросительной либо с вопросительно-восклицательной интонацией. Она резко выделяла содержание высказывания на фоне многочисленных повествовательных предложений, а ещё оказывала повышенное воздействие на эмоции слушателей.

Что толку в прекрасных законах, если испорчены нравы?! – восклицал древнеримский поэт и философ Гораций. И современники соглашались: в самом деле, нет никакого толка в самых лучших законах, если нравы общества испорчены.

До каких пор, Катилина, ты будешь испытывать наше терпение?! Сколько ещё будет продолжаться твоя безрассудная игра?! – обращался на заседании сената к знатному заговорщику, строившему козни против Римской республики, тогдашний консул Цицерон. И все присутствующие, в том числе и сам Катилина, прекрасно понимали этот призыв: хватит, Катилина, испытывать терпение римского народа; прекрати свои безрассудные интриги!

Появившись вначале как ораторский приём, риторический вопрос постепенно стал таким популярным средством речевого воздействия, что иногда мы и не замечаем, как подчиняемся косвенному призыву. Представьте, что на уроке учитель говорит: «Сколько ещё будет продолжаться этот шум?!». Что сразу сделают расшалившиеся ученики? Верно, приутихнут.

А благодаря широкому распространению риторических вопросов, особенно в письменных жанрах публицистики, утвердился в русской пунктуации такой выразительный знак, как ?! .

Именно в данной последовательности: сначала вопросительный, потом восклицательный. Его надо ставить в тех случаях, когда риторический вопрос должен передать адресату сильные чувства говорящего. Если же «градус» эмоций повышать не следует, достаточно одного вопросительного знака. Как в случае с тонким намёком Карлсона.

Как же преобразовать обычное предложение с важной информацией в риторический вопрос?

В этом нам помогут специальные вопросительно-восклицательные слова (какой, кто, ли, разве, сколько, что), которые ставятся в начале предложения. А ключевые слова обычно располагаются в конце.

К примеру, усилить выразительность мысли Нет ничего ценнее настоящей дружбы можно следующим образом:

1)Разве есть что-то ценнее настоящей дружбы?! 2) Что может быть ценнее настоящей дружбы?! 3) Какие богатства могут оказаться ценнее настоящей дружбы?! 4) Найдётся ли в мире что-нибудь ценнее настоящей дружбы?! 5) Кто из нас не ценит больше всего настоящую дружбу?!

Выберите фразу по своему вкусу и для тренировки произнесите её несколько раз вслух. Помните, что в риторическом вопросе тон к концу предложения не понижается, а повышается.

Итак, повторим самое важное. Риторический вопрос – это повествовательное или побудительное предложение, которое произносится с вопросительной либо с вопросительно-восклицательной интонацией. Риторический вопрос применяется, чтобы усилить убедительность важной мысли или эмоциональность сообщения. Поэтому он требует не ответа, а размышления. Ключевое слово обычно располагается в конце фразы и говорится с повышением тона. В письменной речи опознавательным признаком риторического вопроса может служить двойной знак ?!

Домашнее задание. Перестройте повествовательные предложения так, чтобы получились риторические вопросы. Произнесите оба варианта вслух и сравните их с точки зрения эмоционального воздействия на адресата.

1) Приятно видеть результаты своих дел. 2) Каждый школьник рад концу учебного года. 3) Нет смысла обманывать себя. 4) Нельзя забывать героев предыдущих поколений. 5) Добрые дела совершаются не ради выгоды.

Другие статьи раздела "Учение с увлечением"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга