Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


Согласен ли я с мнением академика Д.С. Лихачёва: "Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом"?


Беларусь Юлия Дятлова, Беларусь, 251783

     Интеллигентный человек, какой он? Свой вариант ответа на этот вопрос наверняка есть у каждого. По-разному отвечали на него мыслители, ученые, литераторы, то есть сами интеллигенты. Но одно несомненно – каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом.

     Интеллигентный человек – это человек, который ведёт себя культурно, умеет поддержать любую беседу, с ним интересно, он должен уметь вести себя в обществе. А для этого необходимо знать язык, изучать культуру. Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого. "Заговори, чтоб я тебя увидел" - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу. Каждое слово, употребленное человеком, имеет огромное значение.

     "Слово – дело великое", – писал Л.Н. Толстой. Великое, потому что словом можно ранить и исцелить, убить и возродить к жизни, слово может служить любви, может – вражде и ненависти. "Слово бьет иногда насмерть", – говорил А. Грин. "Нагота начинается с лица, бесстыдство – со слов", - писала Симона де Бовуар. В современном мире наш язык находится в болезненном состоянии, сопровождающемся многими негативными явлениями. Это слова-паразиты, нецензурные слова, которые некоторые приняли нормой своей речи, к сожалению, делая это предметом гордости. Но интеллигентный человек такого себе никогда не позволит

     Слова писателей, которые, безусловно, являются интеллигентами, также играют немаловажную роль. "О судьбах моей Родины" в годину испытаний пишут Тургенев в XIX веке и Ахматова в XX веке. Их беспокоит проблема сохранения русского языка. Недаром Тургенев восхищается "великим и могучим" и считает его "поддержкой и опорой". А Ахматова обещает:

     И мы сохраним тебя...

     Великое русское слово.

     Свободным и чистым тебя пронесем,

     И внукам дадим, и от плена спасем

     Навеки!

     А стихотворение Эдуарда Асадова! Оно очень тронуло меня, запало в душу:

     Слово может согреть, окрылить и спасти,

     Осчастливить и льды протаранить.

     Слово может нам тысячи бед принести,

     Оскорбить и безжалостно ранить.

     А поэтому скажем себе сурово:

     "Чтобы не было в жизни ненужных бед

     Надо думать, ребята, над каждым словом,

     Ибо слов невесомых на свете нет!"

     В заключение хочу сказать, что у меня есть мечта после окончания школы поступить на филологический факультет. Надеюсь, это поможет мне тоже стать интеллигентным человеком.



Рецензия на сочинение Ольги Сотниченко

Украина Виолетта Шейченко, Украина, 251716

     Увидев название конкурса «Творим, оцениваем, спорим»,  я сначала смутилась. Ведь дать рецензию или отзыв на чужую работу не так просто. Мое мнение может отличаться от мнения автора. А если мое мнение в корне неверно?.. Дав некорректную  рецензию, можно обидеть автора, а можно себя выставить на смех…

     Решила попробовать. Выбирать сочинение долго не пришлось. Просмотрев сочинения Светозаричей, я выбрала работу Ольги Сотниченко  «Согласен ли я с мнением академика Д.С. Лихачёва: "Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом"?»

     Выбор мой был не случайным . Во-первых, для меня сейчас  актуальным является вопрос изучения филологии. Во-вторых, мне очень нравятся сочинения Ольги. Когда они появляются  на страницах Светозара, я с удовольствием их читаю. Её сочинения и рассуждения всегда содержательные  и интересные.  А интересны они тем, что это не списанные, «заезженные» фразы из Интернета, а ее мысли, выраженные  доступным языком. И практически всегда моя точка зрения совпадает с ее.

     Что касается данного сочинения,  то оно затрагивает очень актуальную тему. Действительно, филология -  сложная наука. Чтобы ее изучить и понять, нужны годы . 

     Но никто не говорит, что все должны ее знать. А  элементарно уметь прочитать художественную книгу, текст, новости и правильно понять  смысл прочитанного должен каждый. В этом случае можно было бы согласиться с мнением Лихачева.

     Но, к огромному сожалению, Ольга  права. Люди, в основном, не читают художественной литературы. Молодежь листает  только странички интернета, и даже не интересуются новостями, не умеет выражать свои мысли.

    Автор статьи считает, что  выход из такой ситуации -  в изменении государственной политики и просветительской деятельности каждого, кто хочет носить звание Филолога. А вот здесь я с Ольгой не совсем согласна. Что касается личности, то на первое место все-таки мы ставим нравственность. А вот с этим вопросом у нас в обществе, можно сказать, немалые проблемы. Такие составляющие нравственности, как чувство долга , собственное достоинство, культура, воспитанность, образованность и многие другие, – это показатели интеллигентного человека, который в некоторой степени должен быть филологом. Поэтому искать выход из сложившейся ситуации следует, прежде всего, в самовоспитании личности, в критическом подходе к самому себе, в стремлении к строгой самооценке, - чтобы стать действительно интеллигентным человеком и носить звание Филолога. А главное ещё в том, чтобы каждый из нас в современном демократическом обществе стремился стать таким Человеком.

     Мне очень понравилось сочинение Ольги. Я думаю, что она порадует нас  и другими интересными работами и согласится в данном случае с моей точкой зрения.





Украина Ольга Сотниченко, Украина, 250773

     Филология – это не просто наука.  Это –  образ жизни. Я знаю людей, которые по диплому считаются филологами, но таковыми на самом  деле не являются,  хотя бы  по той простой причине, что не интересуются современным литературным  процессом. И, наоборот, человек, не имеющий  диплома о филологическом образовании, может  с большим правом назвать себя филологом, если чтение хороших  книг  для него – жизненная потребность, если, имея определённые литературные пристрастия, он признаёт значимость тех явлений,  мода  на которые, может быть, и прошла, но эстетический потенциал не исчерпан.

     В наше время, по-моему, требования академика  Д.С. Лихачёва – это уже идеал. Я так считаю потому, что люди в основной массе не читают художественную литературу вообще. Горько сознавать, что для многих чтение книг  перестало быть необходимым занятием. Недавно в  автобусе со мной рядом сели два мальчика, лет по 5-и, и один другому сказал, указывая на книгу, которую я читала: «Девочка ку-ку».  Наверное, эти мальчики даже не видели дома своих родителей, дедушек-бабушек за чтением книг.  Что после этого говорить о том, что человек читающий должен знать законы создания произведения искусства, понимать авторскую позицию, размышлять о неоднозначности художественного образа, о средствах его создания, интерпретировать и устанавливать  ассоциативные связи с другими, созвучными, им явлениями?! Куда проще: нажал кнопку – и посмотрел фильм, вошёл в интернет – и бегло пролистал новости, причём не столько изложенные словами, сколько проиллюстрированные картинками. Вот и приходится признать правоту О. Хаксли: человечество погубят лёгкие  и доступные развлечения. А выражать свои незамысловатые мысли можно и на новоязе, придуманном Дж. Оруэллом.

     Да, каждый человек должен быть филологом. А выход из сложившейся ситуации, наверное, всё-таки в изменении государственной политики да в просветительской деятельности каждого, кому хотелось бы носить звание Филолога.



© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга