Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


Ответы на Вопрос месяца N76 "Что лично я сделаю (хотел(а) бы сделать) в преддверии Дня славянской письменности?"


Беларусь Дмитрий Борисевич, Беларусь, 254614

          У нас в Беларуси День славянской письменности и культуры отмечается с 1986 года как государственно-церковный праздник. 24 мая во всех храмах нашей страны служат божественную литургию в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В школьной библиотеке уже оформляется книжная выставка, посвященная Дню славянской письменности и культуры. 17 мая состоится традиционная поездка в город Туров, где жил наш белорусский просветитель Кирилла Туровский. Мы готовим конференцию старшеклассников, посвященную этому Дню, и обязательно к нам придет отец Павел, настоятель храма Пресвятой Богородицы поселка Коммунар. В апреле он был у нас в гостях и выступал на подобной конференции, приуроченной к 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира.

          Думаю, что в этот раз будет так же интересно и поучительно. Для 5–7 классов будет проводиться игра «Эрудит-пятерка», вопросы которой помогут ребятам еще раз окунуться в эпоху IX века и оказаться свидетелями деятельности Кирилла и Мефодия, побывать в Константинополе вместе с Мефодием, где он получал образование и потом принял сан священника. Можно будет прибыть ко двору арабского халифа Муттавакиля, где Мефодий вел богословские споры с мусульманскими учеными. Вместе с Кириллом и Мефодием пройти путь составления славянской азбуки.

          Ребята из начальной школы, которые только недавно научились писать и читать, будут находить общие и отличительные черты глаголицы и кириллицы.

          Хочу сразу сказать, что обязательно мы будем использовать материалы статей «Светозара»: «Как была создана первая азбука для славянских народов», «Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий», «Знакомимся с кириллицей».



Туркменистан Джейхун Гурбангулыев, Туркменистан, 254458

          Как хорошо, что организаторы Олимпиады придумали такое интересное и увлекательное задание! Отвечая на «Вопрос месяца» №76, чувствуешь себя организатором праздников!

          Я учусь в средней национальной школе №1. К сожалению, мы в своей школе не празднуем День славянской письменности, но, несмотря на это, с 18 по 24 мая я бы хотел объявить в своей школе Неделю славянской письменности В первый день, в соответствии с моим сценарием, на утренней линейке состоится торжественное открытие праздника. После уроков ученики соберутся в актовом зале. Там будет небольшой спектакль.

          В программу Недели входят различные развлекательные и творческие конкурсы, такие как «Конкурс чтецов», «Самый умный на знание истории азбуки», творческий конкурс плакатов, тема которого «С чего начинается наша азбука?», конкурс «Самый красивый и креативно оформленный класс», а также небольшая викторина среди учащихся начальных классов.

          С чего начинается наш путь к знаниям? С азбуки. Недаром говорят: «Азбука – к мудрости ступенька». <…> Вот почему кабинеты русского языка я украсил бы плакатами и комиксами по истории кириллицы. Это поможет ученикам лучше узнать историю азбуки. А на уроках русского языка я поделился бы с одноклассниками статьями, которые нашел в «Светозаре»… 





Узбекистан Махфуза Отаханова, Узбекистан, 151213

          Вот уже вторую неделю я готовлюсь ко Дню славянской письменности и культуры с девятыми классами. Каждый год в школе мы отмечаем этот праздник. Приглашаем гостей из центра «Русский мир», филологов из Ургенчского государственного университета, преподавателей и студентов академических лицеев и профессиональных колледжей города. 

          Это мероприятие проводится как конкурс между 9 «А» и «Б» классами. Цель – определить лучших участников, знатоков русского языка и русской культуры. Конкурс состоит из пяти заданий.

          На первом этапе конкурса ученикам задаются вопросы – каждой команде по 20 вопросов. При составлении Вопросов для первого задания я воспользовалась интересными статьями Е.М. Верещагина «Как была создана первая азбука для славянских народов», В.Д. Янченко «Великий первопечатник», С.В. Волкова «Знакомимся с кириллицей», И.В. Шамшина «Как писали», «Путешествие в страну палеографию», О.В. Синёвой «Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий».

          На втором этапе конкурса определяется, насколько ученики понимают значение русских слов. Каждому участнику раздаются специальные листочки, на которых напечатаны слова. Ученики должны дать толкование слов и привезти примеры из художественной литературы. Например: иерархия, химера, виконт, пансион, фрак, сень.

          Непременно победителем следующего конкурса станет тот, кто хорошо знаком с произведениями русских классиков. Третий этап мы назвали «Угадай имя героя». Участники должны по описанию внешности и характера литературного героя назвать имя, произведение и автора.

          Многие слова литературных персонажей давно уже стали крылатыми. Поэтому следующее наше задание – найти авторов крылатых фраз.

          И, наконец, последний этап – «Конкурс капитанов». Капитаны команд соревнуются в «бахру-байте» («Конкурсе чтецов»).

          На этом праздник, посвящённый Дню славянской письменности и культуры, подходит к концу. Победителем стал 9 «А» класс. Вручены дипломы и памятные подарки.

          Об этом торжественном мероприятии я обязательно напишу в Республиканскую газету «Класс!», поделюсь  впечатлениями о нём. 





Таджикистан Искандар Абдурахимов, Таджикистан, 151687

          День славянской письменности и культуры празднуется 24 мая. Класс Эльвиры Викторовны Медведевой подготовил мероприятие, посвященное этому дню. В нем я принимал самое активное участие, рассказывал о жизни и творчестве братьев Кирилла и Мефодия.

          Готовясь к выступлению, я узнал о них очень много нового. Например, то, что Кирилл и Мефодий подарили славянам простую, четкую и удобную азбуку, которая соответствовала звуковому составу языка славян. Они же перевели на славянский язык Библию.

          Я преклоняюсь перед их жизненным подвигом. Братья жили в тревожное и смутное время раннего европейского средневековья. Какого мужества Кириллу стоило сказать: «Горе вам, книжникам, присвоившим себе ключ разумения. Сами не входите и желающих не впускаете! Не на всех ли равно идет дождь Божий? Не на всех ли равно светит солнце? Не все ли равно одним воздухом дышим? Как можете вы признать достойным только три языка, а все иные народы обрекать быть глухими и слепыми?!»

          Смерть прервала работу Кирилла, но его брат Мефодий с великим трудом закончил её. Несмотря на все трудности и невзгоды, Мефодий добился свободы славянской проповеди и подарил славянам азбуку.

          24 мая День славянской письменности и культуры стал праздником поистине всенародным. Так как он проводился в конце учебного года, это праздник русской речи, книг, письменности. Рассказ о первооткрывателях Кирилле и Мефодии сопровождался показом видеороликов. Я впервые услышал гимн П.И. Чайковского, посвященный Кириллу и Мефодию. После торжественной части был великолепный концерт. Думаю, что праздник всем понравился.

          Да, ещё для меня этот день особенно значим тем, что мне за отличную учебу вручили сертификат о получении стипендии мэра города.





Узбекистан Агабек Жумамуратов , Узбекистан, 254443

          Я люблю русский язык. Мне повезло, что я хотя бы наполовину владею им. В этом году, к сожалению, мы не сдаём экзамены по русскому языку, а жаль, ведь русский язык – самый богатый и красивый язык на свете!

          Я рад, что стремлюсь отвечать на «Вопросы Светозара». Благодаря «Светозару» я получаю новые знания, узнаю каждый раз много нового, незнакомого для себя.

          Я бы хотел собрать своих друзей по школе и организовать мероприятие, посвященное Дню славянской письменности. Для этого мне нужно взять журналы «Светозар», чтобы подготовить интересный сценарий для праздника. Прежде всего я бы воспользовался статьями из раздела «История языка» и взял бы материалы «Вестника Олимпиады» № 45.

          Представлю свой сценарий праздника.

          Утро. Красиво оформленный актовый зал. Надпись на баннере: «День славянской письменности». Повсюду цветы и шары.

          1-й ведущий: Сегодня мы празднуем День славянской письменности. Дорогие ребята, мы хотим познакомить вас с историей письменности. С древнейших времён человек хотел оставить память о себе, о событиях, свидетелем которых он был, сделать завещание потомкам. Самым удобным способом для этого стало письмо, претерпевшее за тысячелетия множество изменений.

          2-й ведущий: Предметное письмо заменяется начертaтельным, пиктографию постепенно вытесняет идеографическое (иероглифическое) и звуковое (буквенно-звуковое) письмо.

          1-й ведущий: Эпоха сменяет эпоху. Совершенствуются не только материалы и орудия письма, но и сама манера письма.

          2-й ведущий: Человек исстари стремился писать красиво, тщательно вырисовывал каждую букву, возводил этот процесс в искусство; но время, неотвратимый прогресс заставили его совершенствовать манеру письма.

          1-й ведущий: А теперь поиграем в интересную игру, воспользовавшись материалами журнала «Светозар». Вот несколько вопросов:

          – Кто создал славянскую азбуку? (Ответ из зала: «Кирилл и Мефодий».)

          – Вы совершенно правы! Славянская азбука была создана в 863 году. Она существовала в двух вариантах: глаголица (от глаголъ – «речь») и кириллица. С помощью брата Мефодия Кирилл сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в русском и других славянских языках.

          2-й ведущий: А теперь веселые вопросы. В каком глаголе содержится сто отрицаний?

          – В слове «стонет»!

          – Молодец!

          – В конце каких глаголов стоит животное с ветвистыми рогами?

          – В конце глаголов «началось», «получилось» и других!

          – Правильно!

          И ещё несколько вопросов из раздела «Морфология».

          Затем, чтобы дать зрителям почувствовать праздничное настроение, я прочитаю любимый отрывок из романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин», за выразительную декламацию которого я занял первое место на конкурсе, посвящённом Дню русского языка. День русского языка мы проводим в Русском культурном центре 6 июня, в день рождения Пушкина.

          В завершение праздника мы станцуем кадриль, вальс, мазурку.



Узбекистан Асадбек Жумамуратов , Узбекистан, 254303

          Я так горжусь, что родился в семье, где уделяют большое внимание развитию русского языка.

          Жаль, что в нашей стране не отмечается День славянской письменности, но зато мы вместе с русским культурным центром каждый год отмечаем шестого июня День русского языка и день рождения Александра Сергеевича Пушкина. К этому празднику мы готовимся с радостью: учим стихи, повторяем правила русского языка, перечитываем произведения Пушкина. А организаторы мероприятия устраивают разные конкурсы, литературные викторины, тестирования, игры.

          Лично я хотел бы провести литературный вечер, посвящённый Дню славянской письменности у нас в школе среди учеников русских и нерусских классов.

          Для этого я заранее разработал сценарий праздника:

          Вступительное слово ведущего:

          – Добрый день, дорогие гости, ученики и учителя! Сегодня мы празднуем день славянской азбуки.

          Князь великой Моравии Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы распространять проповеди на славянском языке, так как в те времена они читались на латинском языке. 863 год считался годом рождения славянской азбуки. Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий.

          1-й ученик:

          Император Михаил направил в Моравию греков – учёного Константина Философа (имя Кирилл Константин получил при принятии монашества в 869 году, и с эти именем вошёл в историю) и его старшего брата Мефодия.

          2-й ученик:

          Выбор не был случайным. Братья Константин и Мефодий родились в Солуни в семье военачальника, получили хорошее образование.

          3-й ученик:

          Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык, однако азбуки, способной передать славянскую речь, тогда еще не существовало.

          4-й ученик:

          За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян. В 863 году славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица. До сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом.

          5-й ученик:

          У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык.

          6-й ученик:

          После смерти братьев их деятельность была продолжена учениками, изгнанными из Моравии в 886 году, в южнославянских странах.

          Создание славянской азбуки имело и имеет до сих пор огромное значение для развития славянской письменности, славянских народов, славянской культуры.

          7-й ученик: А сейчас мы проведём викторину по полученным сведениям и определим победителя.

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга