Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Учение с увлечением

На предыдущих уроках нашей заочной занимательной школы русского языка вы узнали, как с помощью этимологических словарей делать непроверяемые написания проверяемыми. Но есть и такие слова, правописание которых не может прояснить даже этимология. Как быть с ними? Об этом рассказывает кандидат педагогических наук В.И. Ковалёв (г. Луганск, Украина).

На помощь приходят... матрешки

В школьных учебниках их обычно помещают в чёрные рамки, как диких зверей в клетки. Их нельзя приручить с помощью правил. Они не поддаются никаким известным способам проверки…

Учителя обычно говорят о них: «Правописание этого слова надо запомнить» или «Проверяйте себя по орфографическому словарю». Но ведь не будешь же всё время носить с собой словарь! А если запоминать, то как?

Записывать нужное слово в тетрадь много раз, пока оно пристанет к памяти, как загар к телу за время долгого лежания на солнце? Это возможно, но хочется найти другой путь, более короткий, простой и интересный. Думаете, что такого не бывает? Будьте внимательны – и к концу урока вы не только легко запомните правописание нескольких непроверяемых слов, но и освоите один приём, который можно с успехом использовать во многих других случаях.

Как ни странно, правильную идею нам подскажет детское стихотворение.

Словно матрёшки бывают слова:
Пишешь одно – получается два.
Присмотрись – увидишь сразу:
Кобра спрятана внутри дикобраза.

Разумеется, в реально жизни кобра к дикобразу никакого отношения не имеет. Добродушный зверёк с длинными иглами на спине получил своё название благодаря устрашающей внешности. Дикобраз – это буквально зверь дикого образа. Кобра здесь – результат случайного соседства конечной буквы первого корня с начальными буквами второго.

А в итоге получилось, что одно слово спрятано внутри другого, как меньшая матрёшка в большей. Научитесь находить такие «словесные матрёшки» – правописание многих трудных слов станет простым. А ещё это увлекательная игра, для которой не нужно ни места, ни оборудования, ни денег.
Возьмём для примера очень серьёзное слово режиссёр. Казалось бы, какие тут игры? Не перепутать бы последовательность непроверяемых букв: сначала Е, потом И. Но мы уже знаем, что «словно матрёшки бывают слова»!
И вот из большей матрёшки режиссёр выглядывает меньшая – ежи. Заметьте, что она не только веселит нас своим неожиданным появлением, но и помогает запомнить правописание «большей матрёшки».


Второй пример – коллекция. Вы, наверное, уже заметили, что матрёшек здесь сразу две: кол и лекция. И они, как лучшие подруги, подсказывают, какую букву написать на месте безударного гласного, а какую согласную удвоить в корне.

А рекорд на сегодняшний день принадлежит хорошему слову фантазия. Сначала для тренировки попробуйте сами обнаружить в нём все возможные матрёшки…
Такая игра не только помогает легче и крепче запомнить непроверяемые написания. При этом ещё развивается наблюдательность: мы, как Шерлок Холмс, начинаем замечать в обычных, на первый взгляд, словах множество изюминок, на которые окружающие доктора Ватсоны даже не обращают внимания.
У лингвистических Шерлоков Холмсов трудные слова начинают разговаривать и даже шутить. Например, вот что рассказывает о своих «родственниках» существительное фантазия: «Фан, таз и я – дружная семья». Кроме этих матрёшек я нашёл здесь ещё следующие: нота фа, напиток «Фанта», континент Азия, местоимение та, самолёт «АН» (назван по фамилии авиаконструктора О.К. Антонова). Всего – 8! Кто больше?


А теперь, для того чтобы поскорее стать лингвистическим Шерлоком Холмсом, научиться быстро находить внутри серьёзных слов забавные матрёшки и с их помощью превращать непроверяемые орфограммы в легко запоминаемые, – выполните домашнее задание.

1. Уточните по толковым словарям лексические значения следующих слов и найдите в них как можно больше матрёшек: бандероль, большинство, вираж, горизонт, диван, кокарда, лучшее, партер.
2. Ответьте на шуточные вопросы, связанные с уже найденными матрёшками:
а) Какую одежду наденут кит и шина, когда пойдут служить в армию?
б) Какую настольную игру очень любит Илья?
в) Как по-русски зовут пса Джеки Чана?
г) Какую ягоду Вика неожиданно нашла на спине ежа?

Разумеется, для того чтобы стать лингвистическим Шерлоком Холмсом и замечать больше, чем окружающие, одного домашнего задания недостаточно. Если вам по вкусу игра с матрёшками, ищите их чаще, даже в художественных книгах, газетах, словарях. Не забывайте, что в слове может оказаться несколько матрёшек. Однако самое полезное – найти ту, которая поможет запомнить трудные написания. Вы не забыли, какому слову принадлежит рекорд по количеству матрёшек? Если вам удастся обнаружить нового рекордсмена, сообщите нам и не забудьте прислать свою фотографию. Ваша информация будет опубликована в ближайшем номере «Светозара» вместе с вашим портретом.

Другие статьи раздела "Учение с увлечением"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга