Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Лексикология

Доктор филологических наук, профессор А.В. Суперанская продолжает рассказ о происхождении имён.

Крещение Руси и первые христианские имена

Официальное крещение Руси произошло в 988 году при князе Владимире Святославиче. Этому событию предшествовало вторжение Владимира с войском в Крым, где были греческие колонии, захват им города Корсунь (ранее называвшегося Херсонес), женитьба на греческой принцессе Анне, его собственное крещение. Он заключил мирное соглашение с византийским императором, торжественно вернулся в Киев, где и произошло крещение киевлян и людей «во всей земле». При крещении князь Владимир получил христианское имя Василий.

Но князь Владимир крестился не первым на Руси. Некоторые воины в дружине князя Игоря Рюриковича, его деда, были христианами. Крестилась и вдова Игоря Ольга. После того как в 945 году Игоря убили древляне, она правила страной от имени своего малолетнего сына Святослава Игоревича. В 957 году она ездила в Константинополь. По-видимому, тогда и произошло её крещение. История не сохранила нам точной даты, однако известно, что крестил её патриарх Полиевкт, а восприемником (т.е. крёстным отцом) был император Константин Багрянородный. При крещении Ольга получила христианское имя Елена. Её сын Святослав остался язычником.

Мы знаем, что история христианства была сопряжена с большими жертвами, с массовыми гонениями на христиан, с их истязанием и казнями. В Киеве в результате гонений погибло только двое, отец и сын, Фёдор и Иван. Возможно, именно поэтому оба имени были любимы на Руси. Фёдор и Иван были варягами, жили в Киеве. В 983 году князь Владимир, ещё язычник, воевал с варягами. Окружавшие его бояре решили, что он должен принести человеческую жертву идолам, бросили жребий, и он пал на Ивана, сына Фёдора. Отец попытался защитить своего сына – народ умертвил обоих.

Князь Владимир умер в 1015 году. Расчищая себе дорогу к престолу, старшие сыновья его начали междоусобицу. Они подослали убийц к младшим сыновьям Владимира, Борису и Глебу, которые крестились вместе с отцом и получили христианские имена Роман и Давид. В результате князем стал Ярослав, получивший прозвище Мудрый.

Вы, наверное, уже заметили, что при крещении людям даются другие имена, христианские, не похожие на их прежние «языческие». Язычники хорошо знали природу: в определённые дни провожали зиму, встречали весну, начинали пахать, сеять, собирать урожай. После крещения Руси все эти дни надо было связать с датами церковного календаря. Это началось при сыне Ярослава Мудрого, князе Святославе Ярославиче, который понял, что с помощью христиан можно теснее объединить отдельные части государства и чётко организовать годовой цикл сельскохозяйственных работ.

До XIV века русские князья имели по два имени: одно древнерусское, другое – христианское. Так, Ярослав Мудрый получил в крещении имя Георгий; князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, – имя Феодор, то есть Фёдор; его брат, Святослав Всеволодович, получил крёстное имя Гавриил. Внук Святослава Всеволодовича, Никола (это его крёстное имя), имел «языческое» имя Святослав. Он вошёл в историю как Никола Святоша (Святоша – сокращённая форма имени Святослав). Постепенно «языческие» имена вытеснялись христианскими. Первоначально в русский язык вошло около 80 христианских имён. Список их постоянно пополнялся.

Имена первых христиан были обычными именами, звучавшими на всех территориях, населённых персами, армянами, греками, ассирийцами, египтянами, римлянами, арамейцами и другими народами. Этническая пестрота населения отразилась на составе имён: он был интернациональным, а религия – наднациональной, надгосударственной. В IV веке антиохийский церковный деятель Иоанн Златоуст, получивший это прозвание за красноречие, за пафос, с которым он проповедовал христианство и осуждал пороки общества, сказал, что необходимо помнить имена людей, пострадавших за христианство, погибших от гонений, и предложил записывать их на специальных табличках и давать детям, чтобы те знали, в честь кого названы. Так возник христианский ономастикон.

Между первыми христианами не было никаких притязаний на главенство. Все они отличались горячей верой в Бога, смирением и чистотой нравов. Зародившийся в VII веке ислам (наиболее поздняя мировая религия) привёл к оспариванию Римом и Византией своих прав на первенство в духовных делах. В результате в 1054 году между ними произошёл разрыв и разделилось христианство на восточно-византийское, или православие, и римско-католическое, или западное.

С этого времени состав христианских имён, изначально общий, стал пополняться у восточных и западных христиан по-разному. Католики канонизировали (то есть причислили к лику святых) первых 54 римских пап и многих последующих. Православные канонизировали многих византийских императоров и учёных, писателей, философов.

Таким образом, списки церковных имён – это очень древний опыт искусственного конструирования именных систем.

Специально созданных христианских имён немного. Это Христиан и Христина (Кристина) – «христианин, христианка», Христофор – «несущий в себе Христа», Григорий – от греческого грегорео «бодрствовать», Пий – от лат. пиус «набожный». Большинство христианских имён уходят своими корнями в далёкое прошлое. Так, одно из самых распространённых современных имён Александр носил Александр Македонский, живший в 356–323 годах до нашей эры, но и он не был первым носителем этого имени. Парис, сын Приама, из-за которого началась Троянская война, имел второе имя Александр. Кроме того, Александр было эпитетом, т.е. добавочным хвалебным именем римского бога Марса. Хорошо известное в России имя Афанасий (от греческого слова со значением «бессмертный») было эпитетом Зевса и других античных богов. Наше имя Виктор восходит к эпитету римского бога Марса, образованному от латинского слова со значением «победитель». Имя Феликс происходит от другого эпитета Марса со значением «счастливый, благополучный». Имя Агнесса (от греч. хагне «чистая») первоначально было эпитетом Артемиды, Деметры, Персефоны. Многие античные боги имели эпитеты Август («священный») и Сотер («спаситель»). Марсу посвящалось дерево лавр – имя Лавр мы находим в церковном календаре. Лев – животное, был спутником Артемиды, сравните наше имя Лев. Атрибутом Геры и других богинь была диадема, по-гречески стефанос. Отсюда имя Стефан, более известное у нас как Степан.

(Вестник Олимпиады "Светозар", N11)

Другие статьи раздела "Лексикология"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга